Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 20
Размер файла: 121 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

Завтракает на ходу, задавая корм скотине. (12) На стук сам отворяет  входную
дверь, а затем, подозвав собаку, треплет ее по морде приговаривая: "Вот  кто
охраняет мою усадьбу и дом!". (13) Получая от кого-нибудь  монету,  говорит,
что она слишком истерта, требует  взамен  другую.  (14)  Если  ему  пришлось
одолжить кому-нибудь плуг, корзину, серп или мешок, то  он  встает  ночью  и
требует вещи назад, так как воспоминание о них не  дает  ему  заснуть.  (15)
Когда же спускается в город, то спрашивает первого встречного, почем  овчины
и соленая рыба [...][5]. Празднует новолуние и объявляет затем, что в городе
хочет постричься и мимоходом забрать от Архия [6] соленую рыбу. (16) В  бане
он поет (17) и сапоги подбивает гвоздями.


     V. Угодливость [1]

     (1) Угодливость, если определить ее точнее, - это неуклюжее  стремление
во что бы то ни стало вызвать чувство удовольствия. А  угодливый  вот  какой
человек.  (2)  Он  уже  издали   приветствует   встречного,   величает   его
"почтеннейшим" и рассыпается в любезностях; схватив  крепко,  держит  обеими
руками и не отпускает. Потом, немного проводив, спрашивает, когда снова  его
увидит, и, наконец, удаляется с новыми излияниями чувств. (3) Приглашенный в
третейские судьи,[2] он старается угодить  обеим  сторонам,  чтобы  казаться
беспристрастным. (4) И иностранцам он твердит, что они-де судят справедливее
его сограждан. (5) Придя в гости на обед, он просит пригласить к столу также
и хозяйских детей и при их появлении заявляет, что они, как две фиги, похожи
на отца.[3] Затем привлекает детей к  себе,  целует  и  усаживает  рядом.  С
одними он сам  начинает  играть,  приговаривая:  "Мешок,  топор",[4]  другим
позволяет валяться у себя на брюхе,  как  бы  они  при  этом  ни  давили  на
него.[5] (6) Волосы свои то и дело подстригает, зубы у  него  всегда  белые,
еще непоношенную, верхнюю одежду меняет, натирается благовониями.[6] (7)  На
рынке он зачастую подходит к столам менял, из гимнасиев бывает только в тех,
где упражняются эфебы.[7] В театре во время  представления  сидит  рядом  со
стратегами.[8] (8) На рынке для  себя  ничего  не  покупает,  но  отправляет
посылки своим гостеприимцам в Византий, лаконских псов [9] - в Кизик и мед с
Гиметта [10] -на Родос; и об этом он трубит по всему городу. (9) Щеголяет он
и тем, что держит дома  обезьяну,  купит  титира,  сицилийских  голубей,[11]
газельи  бабки,[12]   пузатые   фурийские   лекифы,[13]   гнутые   лаконские
посохи,[14] полог [15] с вытканными на нем  фигурами  персов.  Есть  у  него
также маленький усыпанный песком  дворик  для  гимнастических  упражнений  и
площадка для игры в мяч. (10) И он обходит город,  предлагая  свою  площадку
для выступлений софистам,[16]  мастерам  фехтования  и  музыкантам.  Сам  же
приходит последним, чтобы кто-нибудь  из  собравшихся  сказал:  "Вот  хозяин
палестры".[17]


      VI. Отчаянность

     (1) Отчаянность - это приверженность к постыдным  деяниям  и  речам,[1]
отчаянный же вот какой человек: (2) он легко приносит клятву, безразличен  к
дурной славе, за бранью не постоит.  По  своей  натуре  он,  можно  сказать,
рыночный завсегдатай, распоясавшийся, на все способный. (3) Он готов даже  в
трезвом виде отплясывать кордак и без маски выступать в  комосе.[2]  (4)  На
представлениях фокусников он собирает за вход  медяки,  переходя  от  одного
зрителя к другому, и бранится с тем, кто предъявляет использованные  билеты,
желая смотреть представление даром.[3] (5) Он не прочь сделаться кабатчиком,
сводником или сборщиком пошлин и не  гнушается  никаким  позорным  ремеслом,
может стать даже глашатаем, поваром [4] или игроком в кости. (6) Родную мать
не кормит; его хватают и сажают  в  тюрьму  за  воровство,  и  в  тюрьме  он
проводит больше времени, чем у себя дома.  (7)  Он  из  тех  людей,  которые
собирают  вокруг  себя  толпу:  охрипшим  голосом  и  надрываясь  от   крика
обращается он к встречным с руганью и разглагольствованиями, одни  подходят,
другие уходят, не дослушав его; одним он успевает рассказать только  начало,
другим конец,[5] третьим какую-то  часть  истории.  Лучшей  обстановкой  для
того,   чтобы   выказать   свою   отчаянность,   он   считает    всенародное
празднество.[6] (8) Этот человек способен также вести по нескольку тяжеб, то
как ответчик, то как истец; то он  под  клятвой  уклонится  от  явки,[7]  то
явится с "ежом"[8] за пазухой и со связкой документов в руках. (9) Не  прочь
он также верховодить толпой рыночных бродяг-перекупщиков, ссужать им  деньги
под проценты (причем требует за драхму полтора обола в день), да к  тому  же
еще обходить харчевни, лавки со свежей и соленой рыбой и  собирать  за  щеку
проценты со своих делишек.[9]


      VII. Болтливость

     (1) Болтливость - если  угодно  дать  ей  определение  -  это,  скажем,
невоздержность в речи, а болтун вот какой человек. (2) Первому встречному  в
ответ на каждое слово он твердит, что все это глупости, а он, мол,  сам  все
лучше знает, и кто его выслушает  -  убедится  в  этом.  И  пока  собеседник
отвечает, болтун перебивает его такими словами: "Не забудь здесь еще об этом
сказать",  "Хорошо,  что  ты  мне  напомнил",  и  "Вот  как  полезно  бывает
поболтать", и "Это у меня ускользнуло из памяти", и "Быстро же ты сообразил,
в чем дело!", и "Я давно уже ждал: придешь ли ты к тому же выводу, что и я".
Он придумывает затем и другие выражения в таком же роде, так  что  встречный
не успевает и передохнуть. (3)  И  потом,  истощив  терпенье  всех  прохожих
поодиночке, он способен взяться также  и  за  людей,  занятых  разговором  о
делах, и обратить их в бегство. (4) Он заходит в школы  [1]  и  палестры,[2]
мешает детям учиться, занимая долгой болтовней преподавателей  гимнастики  и
учителей. (5) И если собеседник скажет, что торопится домой, то болтун готов
даже идти за ним следом и проводить до дому. (6) И на вопрос, что  нового  в
народном собрании, он расскажет еще и о знаменитом состязании  ораторов  при
архонте Аристофонте [...] о битве лакедемонян во главе с Лисандром [...],[3]
и о том, какие речи сам он с большим успехом  держал  в  народном  собрании;
вместе с тем в свой рассказ он вставляет обвинения  против  толпы,  так  что
слушатели или забывают, о чем речь,  или  впадают  в  дремоту,  или  даже  в
середине речи уходят. (7) Участвуя  в  суде,  болтун  мешает  другим  судьям
выносить решения, в театре - соседям  смотреть  пьесу,  за  столом  не  дает
сотрапезникам есть. Он признается, что молчать болтуну - мученье и что  язык
у него без  костей:  [4]  он  не  перестанет  трещать,  даже  если  окажется
болтливее ласточки. (8) Даже собственные дети смеются над ним: когда захотят
спать, то просят его:  "Папа,  поболтай  о  чем-нибудь,  чтобы  мы  поскорее

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феофраст, Характеры