Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 20
Размер файла: 121 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

некоторое время из города, чтобь не подносить свадебного подарка. (20)  И  у
знакомых он занимает такие вещи, которых не потребуют назад и даже откажутся
принять, если их и предложить вернуть.

                                    

ПРИМЕЧАНИЯ

     В    рукописях   "Характеров"   Феофраста   сохранилось   "Предисловие"
неизвестного  автора, по-видимому, Византийской эпохи. Некоторые "Характеры"
(I,  II,  III,  VI,  VIII,  XXX)  сопровождаются  морализирующими эпилогами,
составленными  также  каким-то  византийцем  (ср.:  Theophraste. Caracteres.
Traduct.  par  O.  Navarre.  Paris, 1920, стр. 9-10). Поэтому мы не включаем
"Предисловие" и эпилоги, как не принадлежащие Феофрасту, в текст и даем их в
примечаниях.

                            Предисловие

     (1)  Когда мне в прошлом уже приходилось размышлять над этим предметом,
я  нередко  с  удивлением  задавал  себе  вопрос  (да,  пожалуй, и впредь не
перестану  удивляться): почему же это в нашей Элладе, несмотря на одинаковый
климат  и одни и те же условия воспитания для всех эллинов, существует такое
различие  в  характерах людей. (2) Ведь уже с давних пор я наблюдаю, Поликл,
человеческую  натуру:  я  прожил  99 лет, и мне пришлось общаться со многими
людьми  самого  разного  характера.  После  того как я со всей тщательностью
сравнил  людей  добродетельных и пороч- ных, я счел нужным описать, как те и
другие ведут себя в жизни. (3) Я представляю тебе различные типы характеров,
присущие  этим  людям,  и  расскажу,  как  они  управляют своими поступками.
Полагаю,  Поликл,  что  сыновья  мои  благодаря  этим заметкам (которые я им
завещаю)  станут  лучше  и, найдя в них поучительные примеры, захотят жить и
общаться  только  с  самыми  почтенными  людьми,  чтобы не быть ниже их. (4)
Теперь  я  перейду  к  самой теме моих заметок, а ты со вниманием послушай и
реши,  правильно  ли  то,  что я говорю. Сначала опишу людей, приверженных к
иронии,  причем обойдусь без вступления и пространных пояснений. (5) Начну с
иронии  и дам ее определение. Затем опишу ироника, что он собой представляет
и  как  проявляет  себя.  Затем постараюсь также привести в ясность согласно
моему плану одно за другим и остальные душевные свойства.

     "Предисловие"  написано  в  напыщенном  и  местами  наивном тоне, резко
отличающемся  от  непринужденной  и  безыскуственной  стилистической  манеры
Феофраста.   Кроме  того,  в  нем  содержится  несколько  грубых  промахов и
оплошностей  (например,  о  единообразии  климата  Эллады  и  об  одинаковых
условиях  воспитания  в этой стране), невозможных для эпохи Феофраста. Автор
"Предисловия"  сообщает  о  себе,  что  он  прожил  99  лет,  что  также  не
соответствует  возрасту  Феофраста,  который, по Диогену Лаэртию (V, 2, 40),
дожил  до  85  лет.  Кто  такой  Поликл,  к которому обращено "Предисловие",
неизвестно.

                                I. Ирония

     1.  По  учению  перипатетиков,  "ирония  -  это  притворство  в сторону
умаления"  (Arist.  EN,  1108а,  19:  prospoihsiV  epi  to  elatton),  т. е.
качество,  противоположное  бахвальству  (alazoneia).  Ироник  действует  не
только  ради  выгоды.  Он  подавляет  свои  собственные чувства - ненависть,
злорадство,  негодование,  отрицает  свои  действия  и  намерения  (4,  5) и
разочаровывает  ожидания других (3, 4, 5). В другом месте "Этики к Никомаху"
(IV,  13, пер, Э. Л. Радлова) Аристотель говорит: "Ироничные люди, умаляющие
в  своих  речах,  являют характер более приятный, ибо ведь они ведут речь не
ради  выгоды, а чтобы избежать напыщенности; они особенно умаляют в себе все
славное,  как  например  делал  Сократ".  Перипатетик  Аристон считал иронию
заносчивостью   (uperhfania),   полагая,  что  мнимое  самоумаление  ироника
основано на высокомерии (ср.: О. Ribbeck. Eiron. - Rheinisches Museum, XXXI,
стр.  395  сл.).  Для  него  ироник - разновидность бахвала (alazonoV eidoV:
ibid.), а внешне он похож на льстеца (kolax).
     2.  Ироник скрывает враждебность к своим недоброжелателям. Он встречает
клеветников  с надменным спокойствием и держит себя так же, когда ему прихо-
дится  иметь  дело с реальными противниками, например, в общественной жизни.
Уже О. Риббек высказал мнение (Eiron, стр. 392 сл.), что Феофраст здесь имел
в  виду  поведение  Сократа  при, постановке комедии Аристофана "Облака", на
суде  и  по  отношению к противникам-софистам. Ироник относится со спокойным
безразличием  к  чужому  горю  (3),  люди  обиженные  оскорблены  таким  его
отношением, а он избегает открыто стать на чью-либо сторону. Некоторые черты
иронии  (например,  недоступность  для  настойчивых  посетителей) напоминают
высокомерного  (ср.  характ.  XXIV,  (2), (11); ср.: Theophrasts Charaktere,
Leipzig, 1897, стр. 4 сл.).
     3.  О  своих  собственных  делах ироник предпочитает умалчивать, мнимая
нерешительность - только маскировка его намерений.
     4.   В  подлиннике:  eranizein  'приглашать  к  участию  в  складчине'.
Складчина  (eranoV)  -  нечто  вроде  товарищества  или  кассы взаимопомощи.
Члены таких товариществ (eranistai) вносили известные суммы и потом получали
из  общей  кассы ссуды, которые шли на разные торговые операции или на выкуп
из плена, из рабства и т.п. (ср.: RE, s. v. Eranos, стб. 324 сл.).
     5.  В  тексте пропуск, который восполняют приблизительно так: "... дает
щедро,  но  при  этом  приговаривает,  что  он,  мол,  не денежный человек".
Ироник не корыстолюбив.
     6.  В  рукописях  Феофраста  далее  идет следующий византийский эпилог:
"Такие  вот языковые выверты и двусмысленные фразы можно ожидать от ироника.
Характер его не прямой, а исполненный коварства. Таких людей следует бояться
пуще змей".

                                II. Льстивость

     1.  По определению Аристотеля (EN, II, 7, 1108а), угодливый (areskoV) и
льстец  (kolax) - суррогат друга (filoV). С другой стороны, лесть (kolakeia)
и враждебность (apecqeia)- крайность дружбы (EN, II, 3, 1221а, 7). Близким к
характеру   льстеца  является  угодливый  (см.  характ.  V).  Льстец  всегда
действует  из  корыстных  побуждений,  а  угодливый льстит просто из желания
нравиться.  По  словам Аристотеля (EN, V, 1126b, 2), "угодливыми кажутся те,
кто  в  обхождении  и  в  общении словами и поступками соглашаются со всеми,

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феофраст, Характеры