Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 20
Размер файла: 121 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20  »

"черни" и ее вождей-демагогов.

                                XXVII. Опсиматия

     1.  Слово  oyimatia,  буквально  'поздняя любознательность', получило в
греческом  языке  своеобразное  семантическое  развитие.  Оно стало означать
вообще   поведение,   не  подобающее  позднему  возрасту,  обусловленное  не
какими-либо умственными интересами, а только желанием старика молодиться.
     2.  Бег  юношей  с факелами (светильниками) происходил первоначально на
празднике  древнего  аттического бога огня - Прометея (которого впоследствии
чтили  как  героя),  а  затем на Панафинейском празднике и празднике в честь
Гефеста.  Цель  состязания в беге - как можно скорее донести новый священный
огонь  с  алтаря  Прометея  (или  Гефеста) в назначенное место (например, на
празднике Панафиней - к жертвеннику Афины) (ср.: L. Deubner. Attische Feste.
Berlin,  1966,  стр.  211).  Праздник  героев  -  праздник  в  честь  героев
Прометея, Эанта и др.
     3. Старик, подстать юношам, старается показать мощь своих мускулов.
     4. См. характ. V, прим. 17.
     5.  Имеются  в  виду  представления фокусников, жонглеров, исполнителей
популярных песенок.
     6. См. характ. XVI, прим. 7.
     7.  Декадисты  -  члены культового общества (клуба), которые собирались
каждое десятое число месяца (декаду).
     8. Неизвестная игра. Быть может, текст испорчен.
     9. Имеются в виду сакральные пляски.

                                XXVIII. Злоязычие

     1.  Злоязычный  строит  свои  клеветнические  инсинуации  по  известной
риторической  схеме:  сначала  он  чернит  родителей  своей  жертвы, а потом
переходит к порокам самого этого человека.
     2.  Сосий  -  распространенное  рабское  имя,  по форме уменьшительное.
Злоязычный  таким  образом ясно намекает, что отец характеризуемого вышел из
рабов.
     3.  Сосистрат  -  буквально  'спаситель  войска',  имя  уже  свободного
человека,  который  служил,  очевидно,  наемником в афинском войске, а потом
получил афинское гражданство.
     4.  Сосидем  - буквально 'спаситель народа'. Демоты - члены одного дема
(округа,  части  аттической  филы).  Зачисление  в списки демотов и являлось
формальным утверждением в правах гражданина.
     5.  Имя  с  прозрачной этимологией: krinon 'лилия' и korax 'ворон'. Это
странное  сочетание производит комическое впечатление. Сами по себе названия
животных  и растений в качестве женских имен характеризуют принадлежность их
носителей к низшим общественным слоям.
     6.  В  тексте явный пропуск: отсутствует вопрос, мотивирующий следующую
реплику злоязычного.
     7.  Параллели к этому выражению у Аристофана ("Мир", 850; "Лисистрата",
229; "Экклесиазусы", 295).
     8.  В  подлиннике  upakousi, собственно, 'прислушиваются' - говорится о
привратниках.
     9. Выражение со смыслом 'очень много девег'.
     10. Т. е. в зимние холода (декабрь-январь).
     11. Далее в рукописях следует морализующий эпилог византийского автора:
"До   такой   степени   непреодолимое  стремление  злословить  делает  людей
безумными и приводит их в исступление".

                                XXIX. Подлолюбие

     1.  Некоторые  исследователи  высказывали  мнение,  что этот Феофрастов
подлолюбец - сторонник крайней демократии, господства "черни" (охлократии) -
характер   противоположный   приверженцу   олигархии  (характ.  XXVI)  (ср.:
Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 254).
     2.  Имеются в виду лица, выдвинувшие против кого-либо обвинение в суде.
Если  это  обвинение  не  собрало  пятой части голосов судей, то по афинским
законам   такие   обвинители   подвергались,  штрафу  и  частичному  лишению
гражданских  прав  (так  называемой  атимии)  (ср.: Theophraste, Caracteres.
Traduct. par O. Navarre. Paris, 1920, стр. 67, прим. 2).
     3.     Горделивое    самонаименование    профессиональных    доносчиков
(сикофантов),  противопоставлявших  себя таким образом "врагам народа" (ср.:
Demosth. с. Aristog., I, 40).
     4.  В подлиннике prostathsai 'быть покровителем, защитником, патроном'.
Все  иностранцы,  постоянно  проживавшие  в  Афинах (так называемые метэки),
должны   были   иметь   какого-нибудь   афинского   гражданина   официальным
покровителем (патроном - prostathV).
     5.   В   рукописях   далее   следует  морализирующий  эпилог  какого-то
византийца:  "Вообще  подлолюбие  -  это сестра подлости. И правильно гласит
пословица: подобное стремится к подобному".

                                XXX. Подлокорыстие

     Феофрастовы характеры скупцов (IX, X, XXII, XXX) можно разделить на две
группы:   1)   крохоборство   (mikrologia)   и   скаредность  (aveleuqeria),
проявляющиеся  в  манере  что-нибудь  давать  другому,  и  2) бессовестность
(anaiscuntia)   и  подлокорыстие  (aiscrokerdeia)  -  в  манере  приобретать
(стяжательство).  Скаредный  боится любой траты денег, а крохобор опасается,
как   бы   чего-нибудь   не  потерять.  Подлокорыстный  и  бессовестный  для
достижения  своих  корыстных  целей  не  разбирают  средств.  Бессовестный с
корыстолюбием  соединяет  еще  и  пренебрежительное  отношение к людям (ср.:
Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 262).
     2.  Согласно Аристотелю, жадные, постыдно алчные люди принимают на себя
всяческий  позор  ради  мелкой  корысти  (Arist. EN, IV, 1122а, 2), они ищут
корысти повсюду и любой ценой (Arist. Virt. et vit., 1251b, 5).
     3.  В  IV  в. театральное здание в Афинах сдавалось в аренду (на откуп)
съемщикам  (qeatrwvai), которые обязаны были содержать его в порядке, за что
и  взимали  в  свою  пользу входную плату (по 2 обола с человека; ср.: В. В.
Латышев. Очерк греческих древностей, II. СПб., 1899, стр. 301).
     4. Послы получали в то время подорожные деньги (efodia) по 1 1/2 драхмы
в день.
     5.  Эти  подарки  (xenia) послы получали регулярно (во все время своего
пребывания   за   границей),   даже   если   они   останавливались  у  своих

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феофраст, Характеры