Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 20 Размер файла: 121 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » только напоказ угощает своего раба, в действительности же это угощение раб должен приносить домой. 4. В афинском театре Диониса места для зрителей были высечены в скале с углублением для ног в рассчете только на одного человека (так что двоим нельзя было уместиться на одном месте). 5. Банщик (с помощником) обычно сам черпал горячую воду из котла для моющихся, чтобы ее хватило нa всех. Банщик получал плату за услуги около 2 оболов (обол - мелкая монета около 4 коп. на наши деньги) (ср.: Н. Bilimner. Griech. Privataltert. Freiburg, 1882, стр. 212). X. Крохоборство 1. Среди трех характеров скупцов у Феофраста (характ. X, XXII, XXX) самый типичный - это мелочно скупой (крохобор). Этот характер вошел в античную и мировую литературу и стал литературным типом начиная с аристофановского "Богатства" и комедии Менандра вплоть до мольеровского Гарпагона и гоголевского Плюшкина. 2. Проценты в античной Греции взимались ежемесячно. 3. Здесь идет речь о культовом союзе почитателей Артемиды, устраивавших на праздниках в честь этой богини угощение в складчину. 4. На втором этаже двухэтажного греческого дома (где жили женщины) пол был обычно дощатый (ta kalummata). В первых же этажах полы были каменные. 5. Такая мелочная скаредность является прямой противоположностью широкой щедрости (eleuqeriothV) какого-нибудь Кимона или Перикла (ср.: Plut. Сimon, X). 6. Всякая трата денег для крохобора - горе. Поэтому он на рынке только приценяется к товарам, но никогда ничего не покупает. 7. Душица, или ориган (майоран), - душистое растение. 8. Венки - молитвенные гирлянды из лавровых или масличных ветвей, иногда обвитых белой шерстью. 9. Бедняки приносили в жертву богам лепешки из муки с медом. 10. Крохобор старается ничего не тратить на одежду. 11. Лекиф (см. характ. V, прим. 13) - здесь флакон для духов. 12. Сукновалы не только изготовляли новый материал для одежды, но и подновляли и чистили старые плащи. XI. Бесстыдство 1. Схолиаст (древний комментатор) комедии Аристофана "Облака" (ст. 445) дает такое определение греч. слова bdeluroV (которое мы передаем как 'бесстыдник'): "...так называли развратного, вызывающего отвращение или низкого человека". Вместе с тем основной чертой этого характера являются "непристойные, шутовские выходки" (paidia eponeidistoV). Бесстыдник намеренно ведет себя непристойно с целью подшутить и этим отличается от неотесанного (характ. IV), нарушающего благопристойность неумышленно, бестактного (характ. XII) - по неловкости и несносного (характ. XX) - по бесцеремонности. Бесстыдник сам покупает съестное на рынке, как и скряга (характ. XXII), но делает это не из скупости, а назло знакомым; встречая знакомого на рынке, он нарочно окликает его и заговаривает с ним, чтобы сделать неприятность и привести в смущение перед другими: ведь людям стыдно даже показать свое знакомство с подобным человеком (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 92-93). 2. Буквально: "когда рынок наполняется народом", т. е. между 9 и 12 часами утра. XII. Бестактность 1. Греч. akairia, собственно, 'несвоевременность', 'неуместность'. В противоположность бесстыдному бестактный действует не по злому умыслу, но всегда невпопад и не вовремя. 2. См. характ. VI, прим. 2. XIII. Суетливость 1. Суетливый обнаруживает "усердие не по разуму", бестактный же, наоборот, - от неуклюжей неловкости: он способен на медвежьи услуги; угодливый смешон, а несносный невыносим в своей наивности. 2. Надпись на могильном памятнике слишком длинная и потому производит комическое впечатление (для свободной женщины достаточно упоминания имени ее отца или мужа). Кроме того, выражение "все это были люди добрые" может относиться только к покойникам (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 106). 3. Эта оговорка подрывает доверие к его клятве, что также звучит комически. XIV. Тупоумие 1. Этот характер соединяет в себе черты тупоумия (4, 7, 8, 10, 13) с рассеянностью (2, 3, 6, 11). В подлиннике anaisqhsia 'бесчувственность', 'тупоумие', 'рассеянность', переносно 'отсутствие чуткости, такта'. По Аристотелю (EN, II, 7, 1107b, 4), правильная норма поведения по отношению к удовольствиям (rfiu4ii) и горестям (lupai) - это скромность, воздержанность, умеренность (swfrosunh). Крайность в сторону превышения нормы - распущенность (akolasia), a в сторону преуменьшения. Классическим примером ученой рассеянности и слабоумия является император Клавдий, который, по рассказу Светония (Claud. 39), выйдя к обеду после убийства Мессалины, спросил: "Почему же госпожа не пришла?". 2. Счетные камешки располагались на счетной доске (абака) - нечто вроде наших конторских счетов. На абаке были начерчены линии, отделявшие поля для цифровых единиц различного порядка. Такие абаки и счетные камешки сохранились до нашего времени. 3. Непонятно, в чем тут тупоумие; приходится предположить пропуск в тексте. 4. Далее пропуск: рукописный текст безнадежно испорчен. 5. Ворота Могильных памятников (от hrion 'курган', 'могильный памятник'), которые вели к кладбищу, находились в восточной части Афин. XV. Грубость 1. По Аристотелю (EN, III, 7, 1233b), грубость (auqadeia) - качество, Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |