Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 20
Размер файла: 121 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20  »

товарами.  Ряды  эти  назывались  по  тем  товарам, которыми в них торговали
(например,  винный,  масляный, горшечный, конский и другие ряды; ср. у нас в
старое время - охотный ряд, обжорный ряд, суровская, перинная линия и т.д.).
Рабочую  лошадь в эпоху Феофраста можно было купить за 3 мины (около 75 руб.
золотом),  верховую  лошадь  -  за  12  мин. Цена же отличного скакуна вроде
знаменитого  Буцефала  Александра  Македонского  доходила  до баснослов- ной
суммы в 13 талантов (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 198).
     13.  Греч.  epi  taV klinaV - дощатые прилавки, на которых выставлялись
товары для обозрения покупателей.
     14.  Одежда  из дорогого привозного (восточного) материала стоила очень
дорого,  например  в  эпоху  Сократа (конец V в. до н.э.) плащ стоил 3 мины.
После   походов   Александра   Македонского   потоки  золота,  награбленного
македонянами  в  Персии,  хлынули в Грецию, и курс денег сильно упал. Бахвал
набирает одежды на огромную сумму в 2 таланта, но денег у него нет.
     15.  До  походов  Александра  в  Греции  ходили лишь серебряные монеты.
Золото появилось только в эпоху Феофраста. Бахвал хвастается тем, что у него
есть золото, полученное, очевидно, от македонян из персидской добычи.

                                XXIV. Высокомерие

     1.  После  обеда  древние греки обычно прогуливались в прохладном месте
(ср.: Plut. Thes., 25, 8).
     2.  Ср.  поведение  бессовестного  (характ. IX (4)), который напоминает
мяснику об оказанной ему когда-то услуге.
     3. Этим высокомерный хочет выразить свое пренебрежение: он поручает все
расчеты рабу, не заботясь о том, правильно ли тот их произведет.

                                XXV. Трусость

     1.  Трусость  (deilia),  по  Аристотелю  (EN,  III,  10,  1115b, 17), и
безмерная  отвага  (qrasuthV)  -  две  крайности;  правильная середина между
ними - мужество (andreia). Трус показан Феофрастом в различных ситуациях: на
море (2), на поле битвы, перед сражением (3 сл.), после битвы (6).
     2.  В  подлиннике  hmioliai 'легкие быстроходные корабли с полуторным
рядом гребцов' (преимущественно пиратские).
     3.   Здесь   имеются   в   виду  самофракийские  мистерии  -  таинства,
справлявшиеся  на  о.  Самофракии  (у фракийского побережья Эгейского моря).
Посвященные  в  эти мистерии находились под покровительством "великих богов"
(Кабиров - божеств восточного иди догреческого происхождения) - "спасителей"
мореходов  во  время  бури  на  море,  В  чем  состояли  мистерии (в которые
посвящались  даже  женщины  и  дети),  нам  неизвестно.  Особенно  популярны
сделались  эти  мистерии  как  раз  в  эпоху Феофраста, когда вошло в обычай
принимать  посвящение  перед  морским путешествием, чтобы поставить себя под
защиту  богов-"спасителей" (ср.: М. P. Nilsson. Griech. Relig., II. Munchen,
1950,  стр.  96).  Трусливый  боится,  как  бы из-за одного непосвященного в
мистерии не погибли все остальные пассажиры корабля.
     4.  Кормчий  (капитан)  обычно  сидел  выше гребцов и пассажиров, чтобы
обозревать путь корабля.
     5.   Очевидно,   чтобы   удобнее   было   спасаться   вплавь  в  случае
кораблекрушения.  Обычно  плавание происходило вдоль берегов, причем кормчий
старался не терять берег из вида.

                                XXVI. Приверженность к олигархии

     1.  Конец  IV в. до н.э.- время ожесточенной борьбы между демократами и
олигархами (которую македоняне старались поддержать). Ситуация, изображенная
в   этом   характере,   больше  всего  подходит  ко  времени  восстановления
демократии  Полиперхоном  (см.  характ.  VIII, прим. 5). За несколько лет до
выхода  в  свет  "Характеров"  Феофраста  после Ламийской войны (323-322 г.)
Антипатр   уничтожил   демократию   в   Афинах  и  установил  олигархическую
конституцию,  причем  больше  половины  граждан  было исключено из народного
собрания  и  суда  присяжных  (гелиэи).  Множество  демократов  (противников
македонян) было изгнано или добровольно эмигрировало. После смерти Антипатра
Полиперхон  восстановил  демократию  и  вернул изгнанников (ср.: Н. Swoboda.
Griech.  Geschichte.  Leipzig,  1911,  стр. 168). Автор не высказывает своих
политических   симпатий,   хотя,  как  ученик  Аристотеля  и  друг  Деметрия
Фалерского, должен был бы сочувствовать умеренной олигархии.
     2.  В  народном  собрании  идут  выборы комитета из 10 человек в помощь
архонту  для  проведения  праздника Великих Дионисий (см. характ. III, прим.
3).  В  V  в  этот  комитет  всегда  состоял  из  богатых граждан, которые
покрывали  праздничные  расходы  из своих средств. В эпоху Феофраста комитет
выбирали  по  жребию,  а расходы по устройству праздника выдавались из казны
(ср.: Arist. Resp. Athen., 56).
     3.  Требование  приверженца  олигархии  облечь неограниченной властью
распорядителей   различных  про-  цессий  и  состязаний  имеет  карикатурный
характер. Неограниченную власть представляли комитету 10 человек только в
исключительно важных случаях, например для окончания войны и заключения мира
(ср.: Arist, Resp. Athen., 38).
     4. Слова Одиссея (II., II, 204).
     5.  Центром  политической  жизни  демократических  Афин  была  рыночная
площадь,  место  народных собраний. Приверженец олигархии страстно ненавидит
рынок  и  его  завсегдатаев  (так  называемую  рыночную  чернь  - ocloV), но
особенно  ненавистны  ему  вернувшиеся из изгнания демократы, которые начали
сводить с олигархами личные счеты.
     6.  В это время улицы Афин и рынок пустели. Простой народ отдыхал после
обеда.
     7. Как на известной статуе так называемого Софокла Латеранского.
     8.  Сикофанты  -  профессиональные  доносчики, клеветники и шантажисты,
возбуждавшие  из  корыстных  побуждений  судебные  процессы, главным образом
против состоятельных людей.
     9.  Общественные  повинности  (литургии),  которые в Афинах должны были
нести  все  граждане  с  имущественным  цензом,  служили  орудием  классовой
борьбы городской бедноты с имущими группами рабовладельцев.
     10.  Фесей,  сын Эгея - мифический царь афинский. Ему приписывали целый
ряд   позднейших   установлений,   как  например  так  называемый  синойкисм
(объединение 12 городов Аттики в один город-государство), разделение граждан
на  три имущественных класса, введение некоторых религиозных обрядов и т. п.
Фесей  будто  бы  даже  установил в Афинах демократию и сам первый подвергся
изгнанию (остракисму). По другим источникам, Фесей добровольно покинул город
(ср.:  Рlut.  Thes., 35). Приверженец олигархии считает Фесея первой жертвой

Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феофраст, Характеры