|
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 20 Размер файла: 121 Кб Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » товарами. Ряды эти назывались по тем товарам, которыми в них торговали
(например, винный, масляный, горшечный, конский и другие ряды; ср. у нас в
старое время - охотный ряд, обжорный ряд, суровская, перинная линия и т.д.).
Рабочую лошадь в эпоху Феофраста можно было купить за 3 мины (около 75 руб.
золотом), верховую лошадь - за 12 мин. Цена же отличного скакуна вроде
знаменитого Буцефала Александра Македонского доходила до баснослов- ной
суммы в 13 талантов (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 198).
13. Греч. epi taV klinaV - дощатые прилавки, на которых выставлялись
товары для обозрения покупателей.
14. Одежда из дорогого привозного (восточного) материала стоила очень
дорого, например в эпоху Сократа (конец V в. до н.э.) плащ стоил 3 мины.
После походов Александра Македонского потоки золота, награбленного
македонянами в Персии, хлынули в Грецию, и курс денег сильно упал. Бахвал
набирает одежды на огромную сумму в 2 таланта, но денег у него нет.
15. До походов Александра в Греции ходили лишь серебряные монеты.
Золото появилось только в эпоху Феофраста. Бахвал хвастается тем, что у него
есть золото, полученное, очевидно, от македонян из персидской добычи.
XXIV. Высокомерие
1. После обеда древние греки обычно прогуливались в прохладном месте
(ср.: Plut. Thes., 25, 8).
2. Ср. поведение бессовестного (характ. IX (4)), который напоминает
мяснику об оказанной ему когда-то услуге.
3. Этим высокомерный хочет выразить свое пренебрежение: он поручает все
расчеты рабу, не заботясь о том, правильно ли тот их произведет.
XXV. Трусость
1. Трусость (deilia), по Аристотелю (EN, III, 10, 1115b, 17), и
безмерная отвага (qrasuthV) - две крайности; правильная середина между
ними - мужество (andreia). Трус показан Феофрастом в различных ситуациях: на
море (2), на поле битвы, перед сражением (3 сл.), после битвы (6).
2. В подлиннике hmioliai 'легкие быстроходные корабли с полуторным
рядом гребцов' (преимущественно пиратские).
3. Здесь имеются в виду самофракийские мистерии - таинства,
справлявшиеся на о. Самофракии (у фракийского побережья Эгейского моря).
Посвященные в эти мистерии находились под покровительством "великих богов"
(Кабиров - божеств восточного иди догреческого происхождения) - "спасителей"
мореходов во время бури на море, В чем состояли мистерии (в которые
посвящались даже женщины и дети), нам неизвестно. Особенно популярны
сделались эти мистерии как раз в эпоху Феофраста, когда вошло в обычай
принимать посвящение перед морским путешествием, чтобы поставить себя под
защиту богов-"спасителей" (ср.: М. P. Nilsson. Griech. Relig., II. Munchen,
1950, стр. 96). Трусливый боится, как бы из-за одного непосвященного в
мистерии не погибли все остальные пассажиры корабля.
4. Кормчий (капитан) обычно сидел выше гребцов и пассажиров, чтобы
обозревать путь корабля.
5. Очевидно, чтобы удобнее было спасаться вплавь в случае
кораблекрушения. Обычно плавание происходило вдоль берегов, причем кормчий
старался не терять берег из вида.
XXVI. Приверженность к олигархии
1. Конец IV в. до н.э.- время ожесточенной борьбы между демократами и
олигархами (которую македоняне старались поддержать). Ситуация, изображенная
в этом характере, больше всего подходит ко времени восстановления
демократии Полиперхоном (см. характ. VIII, прим. 5). За несколько лет до
выхода в свет "Характеров" Феофраста после Ламийской войны (323-322 г.)
Антипатр уничтожил демократию в Афинах и установил олигархическую
конституцию, причем больше половины граждан было исключено из народного
собрания и суда присяжных (гелиэи). Множество демократов (противников
македонян) было изгнано или добровольно эмигрировало. После смерти Антипатра
Полиперхон восстановил демократию и вернул изгнанников (ср.: Н. Swoboda.
Griech. Geschichte. Leipzig, 1911, стр. 168). Автор не высказывает своих
политических симпатий, хотя, как ученик Аристотеля и друг Деметрия
Фалерского, должен был бы сочувствовать умеренной олигархии.
2. В народном собрании идут выборы комитета из 10 человек в помощь
архонту для проведения праздника Великих Дионисий (см. характ. III, прим.
3). В V в этот комитет всегда состоял из богатых граждан, которые
покрывали праздничные расходы из своих средств. В эпоху Феофраста комитет
выбирали по жребию, а расходы по устройству праздника выдавались из казны
(ср.: Arist. Resp. Athen., 56).
3. Требование приверженца олигархии облечь неограниченной властью
распорядителей различных про- цессий и состязаний имеет карикатурный
характер. Неограниченную власть представляли комитету 10 человек только в
исключительно важных случаях, например для окончания войны и заключения мира
(ср.: Arist, Resp. Athen., 38).
4. Слова Одиссея (II., II, 204).
5. Центром политической жизни демократических Афин была рыночная
площадь, место народных собраний. Приверженец олигархии страстно ненавидит
рынок и его завсегдатаев (так называемую рыночную чернь - ocloV), но
особенно ненавистны ему вернувшиеся из изгнания демократы, которые начали
сводить с олигархами личные счеты.
6. В это время улицы Афин и рынок пустели. Простой народ отдыхал после
обеда.
7. Как на известной статуе так называемого Софокла Латеранского.
8. Сикофанты - профессиональные доносчики, клеветники и шантажисты,
возбуждавшие из корыстных побуждений судебные процессы, главным образом
против состоятельных людей.
9. Общественные повинности (литургии), которые в Афинах должны были
нести все граждане с имущественным цензом, служили орудием классовой
борьбы городской бедноты с имущими группами рабовладельцев.
10. Фесей, сын Эгея - мифический царь афинский. Ему приписывали целый
ряд позднейших установлений, как например так называемый синойкисм
(объединение 12 городов Аттики в один город-государство), разделение граждан
на три имущественных класса, введение некоторых религиозных обрядов и т. п.
Фесей будто бы даже установил в Афинах демократию и сам первый подвергся
изгнанию (остракисму). По другим источникам, Фесей добровольно покинул город
(ср.: Рlut. Thes., 35). Приверженец олигархии считает Фесея первой жертвой
Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |