Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гареев Махмут - Маршал Жуков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 114
Размер файла: 819 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

мастером подготовки и проведения учений и командирских занятий. Белорусский
округ всегда считался одним из центров полевой выучки войск, кузницей военных
кадров, органически сочетающих глубокие теоретические знания и практические
навыки по воинскому обучению и воспитанию войск. Глубокие корни всего этого и
прочные традиции были заложены в годы командования этим округом И.П. Уборевичем.
Вспоминая свое участие на командно-штабных и войсковых учениях под руководством
И.П. Уборевича, Жуков отмечал, что он всегда поражался глубине его знаний,
широте оперативного мышления, общей эрудиции, пониманию людей. Хорошо он
отзывался и о А.И. Егорове.
Многое зависит не только от руководителей-учителей, но и от тех, кто учится.
Жуков же умел не только учить, но и учиться, и как никто другой хорошо понимал,
что учеба может быть эффективной, когда не просто учитель учит ученика, а ученик
сам добывает знания и приобретает практические навыки под руководством учителя.
Жуков, как уже отмечалось, учился на курсах, но не имел академического
образования, хотя прямо скажем, что курсы того времени, как и в последующем
курсы "Выстрел", по напряженности и плодотворности учебы, особенно в
практическом плане, мало уступали некоторым академическим. Кстати, в отличие от
некоторых других, он не бравировал тем, что "академиев не кончал" и даже
искренне сожалел об этом.
Как отмечал Жуков, были тогда командиры, которые после успешного завершения
гражданской войны чувствовали себя знатоками военного дела, считали, что им
нечему учиться, некоторые из них потом поняли свои заблуждения и перестроились.
Другие же так и остались со старым багажом и, естественно, вскоре уже не
соответствовали возросшим требованиям.
Георгий Константинович всю свою жизнь и в мирное время, и на войне настойчиво и
самоотверженно работал над самообразованием. Он много и пытливо читал, размышлял
над прошлым опытом и анализировал операции первой мировой и гражданской войны,
много думал о перспективах развития военного искусства. Как вспоминает маршал
Советского Союза И.Х. Баграмян, "никогда не изгладится из памяти первая встреча
с Георгием Константиновичем Жуковым осенью 1924 года в Ленинграде в Высшей
кавалерийской школе. Мы оказались в одной учебной группе, состоявшей
преимущественно из командиров полков. Должен сказать, что он явно выделялся
среди слушателей группы и курсов. А выделиться было непросто -- здесь же учились
К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, П.Л. Романченко, Л.В. Бобкин и другие в
будущем известные военачальники. Тогда никто из нас еще не достиг
тридцатилетнего возраста, молодые, физически и морально сильные, мы старались
перещеголять друг друга в учебе и конно-спортивных состязаниях.
На занятиях по тактике конницы Жуков не раз удивлял нас какой-нибудь
неожиданностью. Он мыслил оригинально, и часто его решения становились предметом
горячего обсуждения, споров. Логичность и стройность мышления позволяли ему
удачно парировать аргументы не только однокашников, но и наставников, в том
числе самого начальника курсов М.А. Баторского, известного теоретика Красной
конницы".
По воспоминаниям К.К. Рокоссовского, "Жуков, как никто отдавался изучению
военной науки. Заглянем в его комнату -- все ползает по карте, разложенной по
полу. Уже тогда дело, долг для него были превыше всего".
Жуков, вспоминая свою учебу на высших курсах, замечает, что все слушатели курсов
увлекались военной теорией, гонялись за каждой книжной новинкой, собирали все,
что можно было собрать из литературы по военным вопросам, чтобы увезти с собой в
части.
Он перечитал практически все, что издавалось в нашей стране и труды иностранных
военных писателей по вопросам военной истории и современного военного искусства.
Автору этой книги довелось видеть его библиотеку, где было собрано более 20 тыс.
книг, журналов и других публикаций. Среди них были суворовская "Наука
побеждать", труды Наполеона, Мольтке старшего, Милютина, Драгомирова, Леера,
Фоша, Незнамова, Свечина, Елчанинова, Фуллера, Лиддел Гарта, Фрунзе,
Тухачевского, мемуары послевоенных военачальников и многих других.
Было видно, что почти все эти книги внимательно прочитаны, ибо на многих
страницах имелись пометки и замечания. Чувствовалось, что он не просто читал, а
глубоко осмысливал прочитанное, критически, творчески его воспринимал.
Как записал К. Симонов после бесед с Г. Жуковым, война для военного человека --
это экзамен, который неизвестно когда будет. Но к нему надо готовиться всю
жизнь. В связи с этим вызывает беспокойство, что офицеры в наши дни, в том числе
и в старшем звене, все меньше читают и размышляют по перспективным вопросам
военного дела. Военные библиотеки вообще перестали пополняться
военно-теоретической литературой. Принижение любознательности к новинкам военной
мысли всегда считалось опасным признаком деградации офицерского корпуса. Главной
школой командирского становления были учения и маневры, где в условиях,
максимально приближенных к боевым, формировались командирские навыки, качества,
необходимые для проявления военного искусства. Делу боевой подготовки войск
Жуков всегда отдавался всей душой и в любых условиях мирного и военного времени
занимался обучением командиров штабов и войск самозабвенно. Он добивался того,
чтобы штабы и войска большую часть времени находились в поле, совершали
длительные марши, с ходу вступали в бой, умело действовали при резких
неожиданных изменениях обстановки.
Г.К. Жуков считал необходимым замысел учения держать в строгом секрете.
Обучаемый полк поднимался по тревоге и ему указывался район, где надлежало
сосредоточиться. В этом районе командованию вручалось задание тактической
обстановки и боевой приказ, требовавший совершить марш-маневр через
труднопроходимые, заболоченные лесные районы. Для того чтобы научить
командование всех степеней находить выход из тяжелого положения своими силами и
местными средствами, маршрут избирался такой, который требовал больших работ по
расчистке и прокладке дорог, постройке из подручного материала гатей и
переправ... Такие учения, вспоминал он, в физическом отношении были чрезвычайно
тяжелыми. Иногда люди буквально валились с ног, часто оставались без сна и
нормального питания несколько суток подряд. Но какая радость охватывала бойцов и
командиров, когда их часть, выполнив труднейшую задачу, достигала поставленной
цели! В другой раз, оказавшись в трудной обстановке, они уже не сомневались в
возможности добиться своего. Командование, штабы и весь личный состав
приобретали практические навыки с честью выходить из любого трудного положения.
Жуков исходил из принципа, что войска всегда должны быть готовы к выполнению
боевых задач и боевая учеба только тогда сохраняет свой смысл, когда не
расходится с требованием боевой действительности. Вся система боевой подготовки
достигает своей цели лишь в том случае, если она не позволяет никаким подспудным
соображениям мирного времени уводить ее в сторону от того единственно верного
пути, по которому в лихую годину армия должна идти на войну. Отношение к боевой
подготовке всегда было главным показателем того, насколько та или иная армия
серьезно готовится к защите отечества, а степень боевой выучки считается
важнейшим компонентом ее боевой готовности в целом. Видимо, не случайно также,
что все выдающиеся полководцы, в том числе Г.К. Жуков, оказывались, как правило

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гареев Махмут, Маршал Жуков