Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 139   140   141   142   143   144   145   146   147  148   149   150   151   152   153   154   155   156   157  » »»

исключение лишь для спасителя темени, а сам принцип старшинства остается
нерушимым.

Такое отношение к индивиду существует не только при родовом строе. В
развитом классовом обществе оно находит яркое выражение в кастовой системе
или ослабленное - в системе сословий. В любом из этих вариантов коллектив
указывает индивиду его место и требует от индивида только одного:
довольства собой и своим положением, ибо довольство является основным
психологическим условием для консервации отношений. Казалось бы, это
положение не заслуживает ни одобрения, ни восхищения. Однако не будем
спешить с выводами.

Теми же принципами руководствуется статический этнос по отношению к
окружающей его природе. Она его кормит, отдавая излишки богатств, а он
диктует своим членам не требовать от нее сверх положенной меры. В лесу
ежегодно гибнет 10% деревьев в результате естественного отбора и борьбе за
существование; значит, можно эти 10% срубить для топлива и строительства,
но не больше. Также можно убить себе в пищу прирост стада копытных, но без
ущерба для производителей.

И ведь как точно умели определять эти нормы в отношения бизонов племена сиу
или черноногих! Охота была для них делом общественным, и любое самовольство
пресекалось самыми жестокими мерами. Благодаря этому этнос и вмещающий его
ландшафт находились в состоянии динамического равновесия (гомеостаза),
позволявшего людям, животным и растениям, существовать совместно
неограниченно долго. Но мы знаем, что это равновесие в любом ландшафте,
будь то в Африке, Австралии или Гренландии, является результатом
протекавшего ранее процесса этногенеза, его конечной фазой.

Увы, история полезна только тому, кто ее выучил. В обратном случае
обывательский "здравый смысл" провозглашает губительную концепцию покорения
живой природы. В 1894 г. американский геолог-антрополог У. Дж. Макги писал:
"Подчиняя себе диких животных, человек сохраняет лишь тех, кто может быть
приручен; остальные же должны быть уничтожены"[5]. И самое примечательное,
что с обратной концепцией выступили только индейцы сиу, утверждавшие: "Что
Дух земли творит, то неделимо; со всем сущим нас связывают узы родства"[6].
Вывод однозначен, сиу руководствовались в своей практике понятиями
"геобиоценоз" и "биосфера", хотя называли их иначе, а цивилизованный
ученый, находившийся на уровне воззрений своего времени и в их плену,
проповедовал, что человек проявил свою силу, "изменив лик природы, сделав
ее лучше, чем прежде, помогая выжить полезным животным и растениями и
уничтожая вредных, защищая стареющую планету от опустошительного
воздействия времени и от немощи"[7].

Американскому ученому и его современникам была чужда мысль, что они сами,
поскольку у них есть тела, являются составной частью той природы, чей лик
они так бодро изменили и о которой теперь тоскуют их внуки. Прославлявшаяся
тогда "Сила Человека" в 1948 г. охарактеризована Ф. Осбориом уже иначе:
"Фактически это-история человеческой энергия, безрассудной и
бесконтрольной"[8]. Энергией этой, или пассионарностью системы, были
уничтожены не только растения и животные, но и те самые индейцы, чей образ
жизни и поведения были непонятны и противны носителям пассионарностя[9].
Поэтому американцы считали "дикарями" тех, чья натурфилософия опередила
развитие их собственной на 300 лет. И как следствие - индейцы, сумевшие
обрести экологическую нишу в биоценозах, гибли вместе со своими братьями
меньшими, ибо их справедливо трактовали как составную часть природы,
подлежавшей переделке.

Как только особи нового склада создают новую этническую целостность, они
выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: "Будь тем,
кем ты должен быть". Король обязан вести себя как король, дружинник - как
дружинник, слуга - как слуга, потому что без жесткого соподчинения новая
система развалится при столкновении либо с внешним врагом, либо с
соплеменниками, обычно предпочитающими старый порядок.

Может показаться, что разница между первым и вторым принципами не столь уж
велика, но это не так. В становлении динамического этноса первую роль
играет категория долга перед коллективом, а не право рождения, как было до
того. Король. не соответствующий своему положению, должен быть отрешен или
убит и заменен достойным, плохой рыцарь - изгнан, плохой слуга - выпорот.
Нет прав, есть обязанности, за которые полагается вознаграждение. Последнее
бывает различным; иногда это деньги (бенефиции), иногда право на занятие
выгодной должности, иногда возможность разделить власть с правителями, но
так или иначе решающим фактором достижения благополучия является деловой
принцип, а не право рождения.

Обычно вновь возникающая внутриэтническая система бывает склонна к
агрессии, жертвами которой становятся соседи, Если они сильны - система
разбивается об их сопротивление, если слабы - система торжествует, и
процесс этногенеза идет быстро. Но именно здесь таится опасность не столько
для особей нового типа, сколько для принципа, приводящего их к победе над
соплеменниками и соседями. Точнее, сама победа и является наибольшей
угрозой. Как только большая часть задач решена, долг начинает тяготить
людей и на место прежнего принципа выступает новый (третий): "Будь самим
собой".

Когда дружинник хочет быть не только оруженосцем князя, но и Ромуальдом или
Бертраном, монах не просто произносит тексты писания или служит мессу, но
комментирует прочитанное, рискуя быть обвиненным в ереси, художник ставит
подпись на картине, купец не просто ищет новые торговые пути, а учреждает
фирму под своим именем, крестьянин не только отстаивает права общины, но
заявляет: "Когда Адам пахал, а Ева пряла-кто тогда был джентльменом?",
тогда появляется поколение, ломающее оковы императива долга, так же как
перед этими были разорваны путы права рождения.

На место силы долга приходит право силы, ограниченное только необходимостью
учитывать, что сосед так же силен и не менее агрессивен. Проба сил между
соседями, превратившимися из сотрудников в соперников, неизбежно ведет к
кровавым столкновениям, осложняемым раздражением основной массы, не
поспевшей за развитием и не желающей быть объектом честолюбивых вожделений

Страницы: «« « 139   140   141   142   143   144   145   146   147  148   149   150   151   152   153   154   155   156   157  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды