Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 137   138   139   140   141   142   143   144   145  146   147   148   149   150   151   152   153   154   155  » »»

То, что разница этнопсихологических стереотипов определяется климатом,
рельефом, флорой и фауной этнических месторазвитий, было известно задолго
до Монтескье. Эти идеи фигурируют еще у арабских географов X-XIV вв.,
являясь фундаментом географического детерминизма, неверность коих
заключалась не в ложности, а в недостаточности объяснения наблюдаемых
явлений. Географы этого направления не учитывали главного - динамики
этнопсихологических складов, меняющихся в течение веков единообразно и
закономерно. Поясним это на наглядных примерах из русской литературы и
истории.

Русский, а точнее- великорусский этнос существует очень давно. Если даже не
брать мифического Рюрика с не менее мифическим Олегом и Игорем, то, во
всяком случае, наши непосредственные предки зафиксированы уже после
татарского нашествия, где-то в начале XIV в. Они такие же русские, а разве
они вели себя так, как ведем себя мы? Нет, совсем не так. Например, Пушкин,
когда его обидели, стал стреляться на дуэли. Ведь никто из нас, когда его
будут оклеветывать, ругать или про жену говорить гадости, на дуэли драться
не будет. Являемся ли мы по отношению к современникам Пушкина иным этносом
потому, что мы ведем себя иначе? Как будто на это должно ответить
утвердительно... А может быть, и нет? Потому что интуиция нам подсказывает,
что Пушкин был такой же русский человек, как и мы. И смена стереотипа
поведения нам кажется вполне естественной. Ведь за триста лет до Пушкина, в
эпоху Ивана Грозного, когда дуэлей не было и вообще их не знали, как повел
себя, например, купец Калашников, жену которого обидел опричник Кирибеевич?
Лермонтов совершенно точно это описал. Купец улучил момент и в честном
кулачном бою нанес противнику нечестный удар в висок. Он убил обидчика,
пожертвовав за это собственной жизнью. С точки зрения людей эпохи Пушкина и
Лермонтова - это была великая подлость. Так не делают! Если ты вышел на
честный бой, дерись честно. Но, с точки зрения современников купца
Калашникова, тот поступил абсолютно правильно, и даже сам Иван Грозный
сказал: "Казнить-то я тебя казню, так как убийство было подлое, а велю
палача нарядить и по всей Москве звонить, а твоим родственникам торговать
безданно и беспошлинно, потому что у тебя были основания убить моего
верного слугу".

Но еще на 200 лет раньше в таких случаях никто вообще не старался убить
своего обидчика, особенно если тот имел высокое социальное положение: был
удельным князем или влиятельным боярином. Обиженный дружинник, священник
или смерд просто уезжал в другое княжество. Раз в Москве плохо обошлись -
поехал в Тверь. А если и в Твери плохо обошлись - в Суздаль, а если в
Суздале не понравилось - ехал в Литву. Совершенно иная реакция на обиду,
совершенно иной стереотип поведения. Следовательно, по принятому нами
принципу, речь в данном случае должна идти о совершенно разных этносах. Но
мы-то знаем, что это один этнос и что мы встречаем явление, не
фиксированное в статике, а процессы закономерных изменений; каждое явление
следует брать с его прошлым, с перспективой его будущего. Можно усомниться,
что такие нюансы поведения, как реакция на обиду, имеют значение для
географии, но есть равновеликие явления, хотя и менее яркие, которые
активно формируют антропогенный ландшафт.

То, что разные этносы различно относятся к природе, это мы уже установили,
но даже один и тот же этнос в равные фазы своего этногенеза ведет хозяйство
разными способами, а тем самым влияет на вмещающий ландшафт различно.

Кроме того, архитектура не только городов, но и отдельных поселений, даже
домов с усадьбами, является составной частью антропогенного ландшафта. А
то, что она зависит от характера деятельности людей данного этноса -
понятно и без доказательств.

Таким образом, так называемый "национальный характер" - миф, ибо для каждой
новой эпохи он будет другим, даже при ненарушенности последовательности
смены фаз этногенеза. Например, Илья Ильич Обломов и его слуга Захар -
лентяи. Однако их предки отбили от татар Заволжья богатые земли, завели на
них доходное хозяйство и построили себе удобные красивые дома, наполнив их
книгами и картинами. Предки Раневской развели вишневый сад, который она
пустила на ветер. Купчики из пьес Островского тратят капиталы, сколоченные
их дедами. Так что же характерно для "русского" психологического типа:
строгое собирательство или веселое, беззаботное расточительство? Видимо, то
и другое, но в зависимости от эпохи, т.е. фазы этногенеза. Эти изменения
идут неуклонно, не будучи функционально связаны ни с модификациями
географической среды, ни со сменами общественно-экономических формаций,
хотя постоянно взаимодействуют с теми и другими. Но это интерференция
"независимых переменных", сопряженных в историческом процессе.

ВОПРЕКИ

Если рассматривать историю как функцию времени и отказаться от всех
предвзятостей, с этим связанных, то окажется, что время ведет себя не
единообразно. Это суждение настолько непривычно, что необходимо условиться
о терминах, потому что предлагаемые здесь дефиниции касаются лишь
"исторического" времени, но не затрагивают математических концепций Ньютона
или Эйнштейна и "биологического" времени, исчисляемого сменой поколений
изучаемого вида. Применять особенности, описанные низке, к процессам
геологического времени тоже не следует, так как у косного вещества есть
свои закономерности. Ограничимся спецификой человека и характера его
становления. Это тоже немало.

Историческое время в отличие от физического (протяженного), биологического
и относительного (континуума) обнаруживает себя через насыщенность
событиями. То, что мы называем "временем", есть процесс уравнения
энергетических потенциалов, иногда нарушающийся взрывами (толчками),
воссоздающими неравенство энергетических потенциалов, т.е. разнообразие.
Импульсы, возникающие в биосфере из-за этих толчки, и есть материальная
основа творчества, проявляющаяся в стремлении то к красоте - искусство, то
к истине - наука, то к справедливости - мораль, то к власти - благодаря
этому импульсу создаются государства, то к победе - будь то завоевание
чужой страны или мимолетный успех оперного тенора, и т.д. Эти импульсы
могут быть позитивными, т.е. жизнеутверждающими, щадящими все живое и
ценящими все созданное руками человека, и негативными, разделяющими

Страницы: «« « 137   138   139   140   141   142   143   144   145  146   147   148   149   150   151   152   153   154   155  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды