Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 128   129   130   131   132   133   134   135   136  137   138   139   140   141   142   143   144   145   146  » »»

образом, мы увидели, что история как наука дает возможность проследить
некоторые закономерности явлений природы. Следовательно, история может быть
полезна не только сама по себе, но и как вспомогательная естественнонаучная
дисциплина. До сих пор она для этой цели не использовалась.

ОБОБШЕНИЕ

Все приведенные выше наблюдения и их обобщение позволяют отметить
несовпадение социальных и этнических ритмов развития. Первое - это
спонтанное непрерывное движение по спирали, второе - прерывистое, с
постоянными вспышками, инерция которых затухает при сопротивлении среды.
Хронологические социальные сдвиги - смены формаций и этногенетические
процессы никак не совпадают. Иногда этнос, как, например, русский,
переживает две-три формации, а иногда создается и распадается внутри одной,
как, например, парфяне или тюркюты. Общественное развитие человечества
прогрессивно, этносы же обречены на исчезновение.

Теперь можно сделать вывод. Этногенез - инерционный процесс, где
первоначальный заряд энергии (биохимической, описанной В. И. Вернандским)
расходуется вследствие сопротивления среды, что ведет к гомеостазу -
равновесию этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т.е. к
превращению его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном)
состоянии, лишенном творческих сил. Именно благодаря высокому накалу
пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природными
формами движения материи, подобно тому как некоторые химические реакции
идут лишь при высокой температуре и в присутствии катализаторов. Импульсы
пассионарности как биохимической энергии живого вещества, преломляясь в
психике человека, создают и сохраняют этносы, исчезающие, как только
слабеет пассионарное напряжение.

В заключение необходимо уточнить, в какой степени предложенная нами
концепция этногенеза соответствует теории диалектическою и исторического
материализма. Она соответствует ей полностью. Развитие общественных форм -
спонтанно; смена общественно-экономических формаций - явление глобальное,
несмотря на неравномерность развития в разных регионах; движение
общественной формы материи - поступательно и прогрессивно; направление его
- спираль. Следовательно, это - философская теория об общих законах
развития, и, значит, она на целый порядок выше) нежели антропосфера, взятая
как целое, и на два порядка выше, чем этносфера - мозаика этносов во
времени и пространстве. Иными словами, этнология - это частный случай
применения диалектического материализма с учетом спецификации темы и
аспекта.

Как известно, все природные закономерности вероятностны и, следовательно,
подчинены стохастическим закономерностям. Значит, чем выше порядок, тем
неуклоннее воздействие закономерности на объект; и чем ниже порядок, тем
более возрастает роль случайности, а тем самым и степень свободы. В первом
случае лимит - галактика, во втором - атом, ибо супергалактические и
субатомные явления исследуются иными способами и иначе воспринимаются нашим
сознанием. А между ними лежит градация порядков явлений. И каждый порядок
требует к себе внимания и специального подхода. Феномен этноса занимает в
этих пределах промежуточное положение. Тип движения в этносах - колебание,
развитие - инерционно и дискретно, устойчивость обеспечивается системными
связями, а неповторимость и творчество - эффектом биохимической энергии
живого вещества - пассионарностью, преломленной психикой как на
индивидуальном, так и на популяционном уровне.

Такова, по нашему мнению, дефиниция понятия "этнос". Это - элементарное
понятие, несводимое ни к социальным, ни к биологическим категориям. Этот
вывод - эмпирическое обобщение историко-географических фактов.

КРИВАЯ ЭТНОГЕНЕЗА

Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до
макрокосмоса (развитие человека в целом) общественная и природные формы
движения соприсутствуют подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить
характер связи. Это особенно относится к мезокосму, где лежит феномен
развивающегося этноса, т.е. этногенез, понимаемый нами как процесс
становления этноса от момента возникновения до исчезновения или перехода в
состояние гомеостаза.

Нелишне отметить, что такое понимание отлично от бытовавшего еще недавно в
этнографии: этногенез - происхождение этноса, т.е. момент, завершающийся
появлением этнического самосознания.

В географическом аспекте основой для возникновения этноса служит популяция,
которая в интересующем нас сюжете может рассматриваться как группа
пассионарных особей, приспособившая определенный ландшафт к своим
потребностям и одновременно сама приспособившаяся к ландшафту.

Но момент рождения краток. Появившийся на свет коллектив должен немедленно
организоваться в систему с определенным разделением функций между ее
членами. В противном случае он будет просто уничтожен соседями. В целях
поддержания целостности системы устанавливаются социальные институты,
характер которых в каждом отдельном случае запрограммирован
обстоятельствами места (географическая обусловленность) и времени (стадия
развития человечества). Именно потребность в самоутверждении обуславливает
быстрый рост системы, территориальное расширение и усложнение
внутриэтнических связей; силы же для развития ее черпаются в пассионарности
популяции как таковой. Рост системы и создает инерцию развития, медленно
теряющуюся от сопротивления среды и рассеяния свободной энергии.

Даже при снижении жизнедеятельности этноса ниже оптимума социальные
институты продолжают существовать, иногда переживая создавший их этнос.
Так, римское право прижилось в Западной Европе, хотя античный Рим и гордая
Византия превратились в воспоминание. Но что можно откладывать по ординате,
если на абсциссе отложено время? Очевидно, ту форму энергии, которая
стимулирует процессы этногенеза, т.е. пассионарность. При этом надо
помнить, что максимум пассионарности, равно как и минимум ее, отнюдь не
благоприятствует процветанию жизни и культуры. Пассионарный "перегрев"

Страницы: «« « 128   129   130   131   132   133   134   135   136  137   138   139   140   141   142   143   144   145   146  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды