Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 149   150   151   152   153   154   155   156   157  158   159   160   161   162   163   164   165   166   167  » »»

Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и
непокорим, так как для покорения его нужны такие затраты, которые не окупит
любой успех. Но этнос, меняющий фазу развития, легкоуязвим и может стать
жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен. Поэтому обратим внимание
на фазовые переходы кривой пассионарного напряжения этноса, тем более что
они всегда бывают плавными, с размытыми 1раницами. У этих переходов тоже
есть свои императивы.

Переход из стабильного состояния к подъему ознаменован императивом: "Надо
исправить мир, ибо он плох". Последнее всегда более или менее обоснованно,
но риск велик. Новорожденный этнос, еще не набравший сил, может разбиться о
сильное сопротивление соседей, не желающих, чтобы их исправляли. Это
случилось с зулусами в XIX в., когда Чака (1810-1828) снабдил их
модернизованными ассегаями, обучил строю и повел к победам. Но Чака не учел
технического прогресса Европы. Когда гладкоствольные ружья, заряжающиеся с
дула, были заменены штуцерами, буры разбили зулусов в 1838 г. и основали на
завоеванных землях республику Трансвааль.

Несколько дольше держалась другая зулусская держава - Матабеле,
отделившаяся в 1820 г. от державы Чаки. Командир армии, посланный
завоевывать юг, Мзиликази не вернулся - он сам стал королем. В 1888 г. его
сын Лонгенгула был разбит английскими войсками Сесила Родса. Пассионарный
толчок зулусов захлебнулся в собственной крови.

Аналогичных примеров столь много, что важнее отметить вторую опасность для
этноса, возникающую при переходе от фаза подъема в акматическую фазу. В
данный период соподчиненность элементов структуры нарушается, каждый хочет
"быть самим собой" и ради этого ломает созданную организацию, принося
интересы этноса в жертву своим собственным. Как правота, при этом обильно
льется кровь, но культура не страдает, а скорее процветает.

Яркий пример этого варианта - распадение Арабского халифата в Х в. на
эмираты. Совпадение политического развала с расцветом мусульманской
полиэтничной культуры, отмечаемое всеми специалистами, очевидно, не
случайно. Признание ценности неповторимой творческой личности ставило
ученых, писавших на арабском языке, в особое положение. Соперников в них
султаны и эмиры не видели, а труды их ценили, предоставляя им "быть самими
собой" в интеллектуальной и эстетической сфере. Однако иногда такое
"смещение" дает трагические результаты, что будет показано ниже.

Гораздо опаснее для этноса третий переход - из акматической в фазу надлома.
Тут возникает императив: "Мы устали от великих", на основании чего гибнут
не только излишние, но и нужные пассионарии, а подчас даже безобидные
оригиналы.

Афиняне в эпоху спада пассионарного напряжения в этносе расправились с
Сократом и Алкивиадом. Гибель Сократа покрыла их позором в веках, чем они
могли пренебречь, но двукратное изгнание Алкивиада обеспечило поражение в
Пелопоннесской войне с вытекающими отсюда неприятностями. Печальные примеры
не исправили афинский демос. После того как он "избавился" от Платона и
Аристотеля, а также ряда другах активных сограждан, которых лишали
имущества путем голосования - предписывали купцу, снабжавшему Афины
скифским хлебом, оплатить театральное представление или соорудить трирему,
- Афины потеряли независимость. Александр Македонский пощадил прекрасный
город, но последующие завоеватели - римляне поступили с афинянами по
обычаям своего времени: часть убили, а некоторых даже продали в рабство.

Античный, греко-латинский суперэтнос пережил фазу надлома во II-I вв. до
н.э. В это время эллинские пассионарии могли только служить Республике либо
как солдаты, либо как учителя словесности, без надежды на улучшение места в
жизни. Но и римлянам было несладко. Эпоха гражданских войн, длившаяся без
перерыва более 100 лет, обескровила народ и сенат. Революция Гракхов, война
Мария и Суллы, геноцид первого триумвирата и проскрипции второго привели
Римское государство в состояние кризиса. И только переход к инерционной
фазе) ознаменовавшейся деятельностью Августа и его сторонников, принес
некоторое успокоение. Однако цена его была велика: восторжествовавший
императив "Будь таким, как я" не оставил камня на камне от традиционной
"римской свободы". Все республиканские учреждения превратились в пышную
декорацию, прикрывавшую волю принцепса. Овидий умер в ссылке, а Гораций и
Вергилий стали придворными холуями и подхалимами. Сенека погиб от зависти
Нерона, а число простых, но талантливых людей, обративших на себя внимание
и потому убитых, неисчислимо. Характер и направление этих расправ над
беззащитными и невиновными соотечественниками наглядно описали Светоний в
"Жизнеописании двенадцати цезарей" и Г. Буасье в "Оппозиции времен римских
цезарей".

Система убийств лучших не по знатности и богатству, а по личным качествам
была знамением времени, закономерным итогом затухания процесса этногенеза.
И точно такие же симптомы, очевидно, той же болезни, наблюдаются в Византии
при Дуках (XI в.), и в Иране конца монгольского периода (XIV в.), и в
Средней Азии после Тимуридов (XVI в.). Итак, это болезнь возрастная.
Заметив это, вернемся к Риму.

ПАССИОНАРНОЕ ОСКУДЕНИЕ

В то время, когда "Восток" бывшей империи кипел, "Запад" неуклонно остывал.
В начале V в. граница по Рейну и Дунаю была прорвана. В 402 г. вестготы
ворвались в Италию, но были разбиты при Вероне. В 405 г. полчища свевов,
бургундов, вандалов и алан вторглись в Италию, но потерпели при Флоренции
поражение в 406 г. и сдались. Им показали дорогу в Галлию, где франки и
алеманны уже захватили берега Рейна. Они разбили вандалов, но спасли себя,
а не Галлию, которая была опустошена. Галлы не защищались, а только
молились: кто бы мог представить, что это потомки героических кельтов?! То
же самое произошло в Испании: где решили поселиться свевы - в Галисии,
аланы - в Лузитании и вандалы - в Бетике, которая с тех пор стала
называться Андалусия. В 410 г. готы взяли Рим, ограбили его, пощадив только
церкви, и в 412 г. заняли южную Галлию, в 419 г. выгнали вандалов из
Испании в Африку и получили за это в подарок Аквитанию. Бургунды поселились
по левому берегу Роны, а алеманны - по левому берегу Рейна. В 430-439 гг.
вандалы, выгнанные из Испании готами, овладели Африкой, где их поддержали

Страницы: «« « 149   150   151   152   153   154   155   156   157  158   159   160   161   162   163   164   165   166   167  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды