Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 156   157   158   159   160   161   162   163   164  165   166   167   168   169   170   171   172   173   174  » »»

были нужны церкви) а не духовенство. Они приходили в храмы по своим
праздникам, украшали статуи святых гирляндами цветов, как древних идолов, и
плясали перед ними, как перед богами. На защиту духовенства встали креолы,
образовавшие в 1926-1927 гг. отряды "кристерос". Мятеж был жестоко
подавлен, причем пострадали неповинные крестьяне.

Итак, испанское завоевание Мексики оказало огромное влияние на элементы
материальной культуры и идеологии живших там этносов (применение железа;
изменения в фауне и флоре, вызванные появлением лошадей, коров, овец,
свиней, винограда, оливковых деревьев; католицизм и т.д.). Но направление
этногенеза вернулось в свое русло. Трехсотлетний период испанского
владычества правильнее всего рассматривать как зигзаг на кривой этногенеза.
О дальнейшем мы судить не смеем, так как акматическая фаза этногенеза
Латинской Америки еще не кончена, а делать прогнозы можно лишь тогда, когда
уяснена общая закономерность явления.

XXXIII. Фаза надлома

ПАССИОНАРНЫЙ НАДЛОМ

Мы уже видели на примере Византии, что избыток пассионарного напряжения
этнической системы далеко не всегда бывает ей полезен, но исчезновение
пассионарности еще более губительно. В VII в. выяснилось, что попытка
восстановления Римской империи не удалась. Юстиниан переоценил силы своего
народа и недооценил силы восточного врага. В последнем его винить трудно:
он полагал, что единственный серьезный противник Византии - Персия. А это
государство было ослаблено реформами визиря Маздака (488-629) и ликвидацией
их последствий, а также восстанием Бахрама Чубина (590- 591), погубившим
лучшую часть регулярной армии. Однако война 604-628 гг. была выиграна
Византией при крайнем напряжении сил и благодаря помощи тюркютов,
опиравшихся на Хазарию.

В этой войне надорвались и Византия, и Иран, поэтому выступление нового
этноса - арабо-мусульманского, сложившегося из реликтовых племен
Аравийского полуострова, оказалось трагичным и для персов, и для греков.
Ирак был завоеван целиком и ограблен дочиста. Византия потеряла Сирию,
Египет, Карфаген, равнинную Киликию, и лишь в 718 г. арабы были разбиты у
стен Константинополя, после чего война, происходившая на территории Малой
Азии, превратилась в серию грабительских набегов и контрнабегов.

На Балканском полуострове Византия тоже несла потери. В 679 г. болгары,
бежавшие от хазар, перешли Дунай и заняли страну между Дунаем и Балканами.
Восточная Римская империя превратилась в греческое царство, которому не
было дела до одичавшей Западной Европы, из средоточия мировой мощи
превратившейся в объект грабительских набегов арабов с юга, аваров с
востока и скандинавских викингов с севера. Без пассионарности отразить всех
этих врагов было очень трудно.

Однако силы Византии были столь велики, что после потери тех земель,
население коих хотело отложиться, константинопольское правительство
подчинило славянские племена на Балканском полуострове (689 г.) и отразило
арабов от стен столицы в 718 г. Инициативу войны с мусульманами приняли на
себя воинственные исавры, но они тоже весьма отличались от греков.
Этнокультурные различия, слабо ощутимые при низком уровне пассионарности,
обострились в VIII в., когда византийский этнос вступил в жестокую фазу
надлома, выразившуюся в иконоборчестве императоров исаврийской династии.

Эта пора была, пожалуй, более противоестественной, нежели предшествовавшая
ей акматическая фаза, когда возросшая пассионарность всего региона
разорвала золотой обруч границ Империи и отбросила Сирию, Египет, Африку и
Армению в руки омейядских халифов, а Италию - под пяту лангобардских
королей. Тогда деление возникало естественно: ариане, монофизиты,
несториане утверждали: "Мы не такие невежды, как вы, ибо понимаем Священное
Писание лучше". Халкедониты отвечали им тем же, после чего наступала
этническая дивергенция, с этнопсихологическими мотивами конфессиональных
деклараций. Однако разругавшись, можно было разойтись, что было
естественным выходом, а при иконоборчестве все было противоестественно и
потому жутко.

В самом деле, православный царь, победитель нечестивых мусульман и
язычников-болгар, вдруг запрещает религиозное искусство под предлогом
необходимости разделения спекулятивной философии и эмоциональной стихии
искусства, да еще, пользуясь служебным положением, хочет учить монахов -
специалистов своего дела; а кто его поддерживает? - солдафоны и вельможные
холуи как светского, так и духовного звания. На ересь не похоже, но
омерзительно.

Мы сознательно оставляем в стороне исторический анализ иконоборчества в
политическом, экономическом и идеологическом аспектах. О них написано
много, но при этом опущено то, что важно для этнолога. Самые глубокие мысли
императоров и патриархов не могут объяснить, почему исаврийский солдат
рубил мечом образ Богородицы, а греческие женщины, рискуя жизнью, били
этого солдата камнями и палками. А ведь те и другие были безграмотны, в
теологии и политике не разбирались, да и не думали в такой момент о столь
сложных сюжетах.

Существует простое и верное объяснение характера событий этой эпохи:
иконоборчество - явление малоазийское, иконопочитание - эллинское. Для
азиата иконы были украшением храма, где надлежало возносить свой дух к
престолу Истины как абстракции, не имеющей зримого образа. Для грека иконы
- окно в инобытие; на них изображен лик, а не личина и даже не лицо;
поэтому духовное совершенствование сопряжено с эстетическим восприятием,
через которое и открывается истина.

Уровень пассионарного напряжения в Византии в VIII в. снизился до фазы
надлома. Вследствие чего даже непринципиальные несогласия вырастали в повод
для кровопролития, что на пользу делу не шло. От Византии отпала Италия,
где в 751 г. лангобарды взяли Равенну, а в 756 г. образовалось светское
государство пап. А император Константин Копроним, вместо того чтобы навести
порядок в отпавшей области, расправлялся с беззащитными любителями

Страницы: «« « 156   157   158   159   160   161   162   163   164  165   166   167   168   169   170   171   172   173   174  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды