Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 163   164   165   166   167   168   169   170   171  172   173   174   175   176   177   178   179   180   181  » »»

библиотеки, наполненные книгами, которые некому и незачем читать. И это
называется "ростом культуры"!

Аналогичное положение сложилось на Дальнем Востоке, вступившем в
инерционную фазу в Х в. В Китае - это эпоха Сун, оставившая огромное
количество предметов искусства, не столь гениальных, как те, которые
уцелели от эпохи Тан, но еще более виртуозно выполненных. В Тибете
монастыри наполнялись книгами, переведенными, а чаще переписанными с
древних оригиналов.

Конечно, на этом фоне появлялись гении: мыслители, ученые, поэты, но их
было не больше, чем в жестокую акматическую фазу. Зато они имели хороших
учеников, а их концепции - резонанс. Например, "желтая вера" учителя
Цзонхавы (1355- 1418) интеллектуально обогатила не отдельные консорции или
секты, а целые народы: монголов, ойратов и часть тибетцев. В Византии ту же
роль играли афонские старцы XIV-XV вв., идеи которых, не принятые в
деморализованном, обреченном Константинополе, нашли отзвук в Великороссии.

Но довольно примеров. Ясно, что инерционная фаза этногенеза - спад
пассионарности этнической системы и интенсивное накопление материальных и
культурных ценностей. Проверим наш вывод на нейтральном индикаторе - смене
стереотипа поведения на уровне романо-германского суперэтноса.

ОТ МИРА - ХРИСТИАНСКОГО" К МИРУ "ЦИВИЛИЗОВАННОМУ"

Было бы удивительно, если бы такое грандиозное явление, как смена
стереотипа поведения в масштабах суперэтноса, не было бы до сих пор ни
замечено, ни описано. Нет, сделано и то и другое, хотя абсолютно с иных
позиций, чем наши, и в иной системе понятий и терминов. Не беда! Термины
иной системы отсчета всегда можно перевести в свою; прямые наблюдения от
этого ценности не теряют.

Вернер Зомбарт написал "Этюды по истории духовного развития современного
экономического человека", где поставил вопрос: каким образом
"докапиталистический человек", т.е. "естественный человек", превратился в
обывателя, мещанина, пошляка, наблюдаемого ныне повсеместно? До появления
капитализма, по Зомбарту-до XII-XIV вв., "исходной точкой хозяйственной
деятельности является потребность в благах; сколько человек расходует,
столько он и должен заприходовать"[45]. А больше накапливать может только
дурак.

Однако есть два класса: богачи-сеньоры и масса народная. Но разница между
ними не так уж велика. Сеньор, постоянно рискуя жизнью, получает много благ
и тут же транжирит их на пышные охоты, пиры и прекрасных дам. Копить деньги
незачем - все равно в ближайшей войне убьют, а если не в этой - то в
следующей. Поэтому те дни, коща сеньор жив и здоров, он проводит в
удовольствиях.

Крестьянин имеет столько земли, сколько ему нужно для прокорма себя и
семьи. Ремесленник "обладает здравым смыслом, чтобы не работать больше
того, сколько необходимо для зарабатывания на веселое житье". Такие люди,
если бы они увидели Рокфеллера, сочли бы его безумцем.

Но средневековые европейцы не считали сумасшедшими обладателей шелковых
платьев и золотых украшений. Сокровища они ценили и ради них не щадили
жизни, ни своей, ни чужой. Но они ценили красивое золото, а не деньги,
которыми они начали увлекаться только с XII в. Тогда возникает "страсть к
прибыли", которая до этого наблюдалась только у евреев. Алчность овладела
сначала католическим духовенством, потом горожанами и, наконец, целыми
странами, но не в равной степени и в разных вариантах. Иногда она
осуществлялась путем грабежа заморских стран, иногда - путем торговли, что
было тоже рискованно; иной раз путь к богатству шел через "презренное
ростовщичество", частью - через получение выгодных должностей и т.п. Но
всегда руководящим стимулом деятельности было безотчетное стремление к
обогащению, которого до этого времени почти не наблюдалось.

Можно было бы предположить, что алчность возникает при появлении
возможности ее удовлетворять. Зомбарт отвергает тезис, по которому
"капиталистический дух создается самим капитализмом". Он также не согласен
с М. Вебером, что есть связь между протестантизмом и капитализмом. Взамен
всего этого Зомбарт видит причину развития "капиталистического духа... в
душевных предрасположениях, унаследованных от предков", т.е., в переводе на
привычный нам научный язык, эти наклонности - наследуемый признак. Значит,
существуют особые "буржуазные натуры", которые Зомбарт подразделяет на
"предпринимательские" и "мещанские". Первые - отважные авантюристы,
основатели капитализма; вторые - унылые, умеренные и аккуратные клерки,
заполняющие своей массой пустоту, образовавшуюся после гибели их
предшественников.

Согласно Зомбарту, "предрасположение" к капитализму просматривается не
только на уровне персоны или организма, но и на уровне этноса. Это убеждает
его в биологической природе данного явления. К этносам "со слабым
капиталистическим предрасположением" он относит кельтов и готов, ниже
которых стоят только испанские иберы, которые "были чужды очарованию,
оказываемому золотом почти на все народы".

Этносы, склонные к капитализму, разделены на два сорта: "народы героев" и
"народы торгашей". К первым Зомбарт относит римлян, норманнов, лангобардов,
саксов и франков, а тем самым англичан и французов, ко вторым -
флорентийцев, шотландцев-лоулендеров и евреев, а также фризов, которые "в
самую раннюю эпоху считались умными, ловкими торговыми людьми". Это
последнее нужно Зомбарту для того, чтобы объяснить торгашество голландцев и
шотландских лоулендеров, ибо есть предположение, что Нижняя Шотландия
заселялась, между прочим, и фризами. Славян и греков он не рассматривает,
очевидно, считая их, в отличие от евреев, неевропейскими народами. Это
показывает, что в поле его зрения лежит не географический регион, а
суперэтнос. Данная особенность делает его анализ интересным для нашей темы,
ибо он описывает по сути дела фазу надлома как переход от акматической фазы
к инерционной, но, считая народы (этносы) стабильными системами,
подразделениями рас, вынужден объяснять торжество "мещанского духа" в

Страницы: «« « 163   164   165   166   167   168   169   170   171  172   173   174   175   176   177   178   179   180   181  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды