Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 167   168   169   170   171   172   173   174   175  176   177   178   179   180   181   182   183   184   185  » »»

Селевкию-на Тигре и Антиохию - на Оронте. Вавилон пустел ив 129 г. до н.э.
стал добычей парфян. К началу н.э. от него остались руины, в которых
ютилось небольшое поселение иудеев. Потом исчезло и оно[55].

Но неужели только одна капризная царица могла погубить огромный город и
процветающую страну? Очевидно, ее роль была не решающей. Ведь если бы царем
в Вавилоне был местный житель, то он бы либо понял сам, какие губительные
последствия несет непродуманная мелиорация, либо посоветовался с земляками,
а уже среди тех нашлись бы толковые люди. Но царь был халдеем, его войско
составляли арабы, советниками были евреи, и все они даже не задумывались
над вопросами географии покоренной и обескровленной страны. Египетские же
инженеры перенесли свои приемы мелиорации с Нила на Евфрат механически.
Ведь Нил в половодье несет плодородный ил, а песок ливийской пустыни
дренирует любое количество воды, так что в Египте опасности засоления почв
нет. Самое опасное - это даже не ошибка, а отсутствие постановки вопроса
там, где его необходимо поставить. Жителям Вавилона, сменившим убитых и
разогнанных вавилонян, все казалось столь ясным, что и думать-то не
хотелось. Но последствия очередной "победы над природой" погубили их
потомков, которые тоже не сооружали город, а просто поселились в нем. В
этом-то и есть разница между "географией населения" и этнологией. В первой
фигурирует голая статистика, а во второй - проблема взаимоотношения этноса
с ландшафтом в разных фазах этногенеза.

Исправить последствия мелиорации в Двуречье не удалось даже потомкам. Арабы
в VII-IX вв. располагали огромными источниками дешевой рабочей силы. Они
получали негров-рабов из Занзибара, отчего тех называли "зинджи". Их стали
заставлять собирать кристаллы соли вокруг развалин Вавилона в корзины и
увозить. Идея улучшить таким образом почву была неосуществимой, так как
мелкие кристаллики простому глазу не видны. А работа была жуткая, прямо
убийственная. Под палящим солнцем, с изъеденными солью ладонями, без
надежды на отдых!

Отчаявшиеся негры подняли восстание. Длилось оно с 869 по 892 г. и
кончилось, как и надо было ожидать, гибелью всех этих несчастных людей. Но
мало этого: пожертвовав своей жизнью, уже не радовавшей их, зинджи погубили
Багдадский халифат, ибо от Багдада отпали наместники Египта и Хорасана,
разбойник Якут Саффар подошел к стенам столицы, а сектанты Бахрейна -
карматы добились независимости. Все это произошло потому, что все силы
халифа были брошены на зинджей, а все средства употреблены на наем туркмен
для пополнения редеющей армии.

Эти воинственные степняки, увидев, что они - единственная реальная сила в
Багдаде, стали менять халифов по своему усмотрению и силой подавлять
возмущения своих работодателей - арабов. Выгнать их удалось только с
помощью горцев - бундов, шиитов, врагов всего арабского, превративших
халифа в марионетку.

Вот какова была цена второй попытки мелиорации, непродуманной и столь же
легкомысленной, как и первая.

Нет, не следует думать, что любая мелиорация почв губительна. Она
становится таковой лишь тогда, когда она не продумана, местность не изучена
я последствия не учтены. А это в древности бывало тогда, когда за дело
брались люди чужие, пришлые. Им было некогда изучать, надо было сразу
действовать... и вот результаты! Иначе действуют люди, принадлежащие к
этносу, который составляет часть вмещающего ландшафта, они при его
перестройке работают, не вступая в противоречие с ходом природных
процессов. Тем самым (издается устойчивый биоценоз, где для растений,
животных и людей находятся свои экологические ниши. Обычно создание такой
этноландшафтной системы приурочено к начальной фазе этногенеза, ибо
этногенезы - природные процессы, вписывающиеся в естественное формирование
ландшафтной оболочки Земли.

ЧТО ТАКОЕ "УПАДОК КУЛЬТУРЫ"?

То, что мы обратили внимание на эпохи жестокие, мрачные и бедные остатками
предметов искусства - не случайно. Эпохи красочные, богатые шедеврами
описаны многократно, и повторять их описания нет смысла. Целесообразнее
было выяснить, почему светлые периоды истории культуры сменяются темными.

Мыслящие люди Средневековья искренне считали, что живут в эпоху упадка,
выражавшегося в постоянной потере наследства античности: Римской империи и
апостольского христианства. Только в XV в. это ощущение исчезло, вследствие
чего этот век назвали Возрождением.

Любопытно, что таких же мнений держались китайцы, оплакивавшие культуру
эпохи Хань[56], персы, воспевавшие свою историю[57], бедуины Аравии -
противопоставлявшие ортодоксальному исламу учения библейских пророков:
Адама, Ноя, Моисея и причисленных к ним царей Давида и Соломона. Все они не
имели представления об истории, а просто вкладывали свои мысли в уста
исторических персонажей, чтобы придать этим часто бредовым идеям
убедительность, ради чего они иногда жертвовали авторским приоритетом. Так
могуч был их протест против окружавшей их действительности, и в самом деле
мрачной и удручающей.

Спорить о правоте этих суждений не стоит. Они коренились в ощущении эпохи,
которое само по себе факт, а если оно глобально, то факт исторический. А
коль скоро так, то в нем можно и следует разобраться научно.

Прежде всего следует поставить перед собой вопрос: упадок (как и подъем)
чего? В этнических процессах и в истории культуры есть подъемы и спады, но
они не совпадают друг с другом по фазам. И это не случайно. Пассионарный
взрыв, инициирующий процесс этногенеза, как правило, губителен для
предшествовавшей культуры. Древние христиане разбивали шедевры античной
скульптуры; готы, вандалы и франки сжигали города с великолепными
памятниками архитектуры; арабы уничтожали библиотеки в Александрии и
Ктесифоне, заштукатурили фрески соборов Карфагена и Кордовы. Искусство
понесло страшные, невосполнимые потери, но это нельзя назвать упадком, ибо
творческий импульс как таковой уважался, а менялась только культурная
доминанта.

Страницы: «« « 167   168   169   170   171   172   173   174   175  176   177   178   179   180   181   182   183   184   185  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды