Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 339   340   341   342   343   344   345   346   347  348   349   350   351   352   353   354   355   356   357  » »»

основатель монгольского величия предок Чингисхана в девятом колене, сын
Алан-гоа и светло-русого светоносного духа - Бодончар. Дату его рождения
монгольский историк Х.Пэрлээ приурчил к 970 г. [†94]. Придя в возраст,
Бодончар, во-первых, освоил охоту с соколом, во-вторых, подчинил какое-то
небольшое местное племя и, наконец, дал начало основным монгольским родам.
Бодончара еще трудно считать исторической личностью, но он действительно
жил, и с этого времени мифологический период монгольской истории можно
считать законченным.

СТЕПНЯКИ-КОЧЕВНИКИ

Если монголам удалось благодаря оптимальным ландшафтным условиям пережить
жестокую засуху начала Х в., то их степным соседям повезло в другом. Как
только муссоны вернулись в прежнее воздушное русло и степи опять
зазеленели, кочевники получили огромные перспективы для развития
скотоводства и роста народонаселения. С конца Х в. степь заселяется снова,
но на этот раз с Дальнего Востока, точнее - с Приамурья. Эмиграция была
вызвана не климатическими изменениями, а тем жестоким и враждебным
племенному строю режимом, который установило и последовательно проводило
киданьское правительство, изо всех сил стремившееся создать на месте своего
ханства империю с китайским названием Ляо.

Имя обязывает. Политика насильственной китаизации вызывала протест и многих
киданей и, главное, покоренных ими племен. Те, кто мог, ушли в степь,
только для того, чтобы бороться против ненавистного режима. Это была группа
бывших шивэй, которая известна под именем татар. Они еще в начале XI в.
передвинулись на юг, к горам Иньшаня, а как только стало возможно,
распространились на запад, до Керулена, и в 966 г. заключили союз с
империей Сун [†95], направленный против киданей. Кидани, конечно, были
гораздо сильнее татар, которым китайцы не могли оказать никакой поддержки,
даже моральной, но восстание всех приамурских племен в 965-967 гг. сковало
силы киданьской армии. Вслед за тем. в 973 г., восстали чжурчжэни Приморья,
и киданям пришлось отбивать их натиск, а за это время пала империя Бэй
Хань, последний оплот шато и союзник Ляо (979) [†96].

В напряженной войне на два фронта кидани сумели добиться победы. Китайская
армия после нескольких успехов была разбита и отброшена на свою территорию
в 979 г. В 984- 985 гг. были разгромлены чжурчжэни, и одновременно
киданьская армия, посланная на запад, разгромила кочевое объединение,
названное в Ляо ши - цзубу, причем погиб вождь кочевников, носивший титул
далай-хан [†97].

Что значит это странное, явно неэтническое название цзубу? Ответа на этот
вопрос искали многие китайские историки. Фэн Шэн-шун считает слово цзубу
коллективным названием для многих срединноазиатских народов; восточные
цзубу, по его мнению, - это джелаиры и татары, западные - найманы, северные
- кераиты, но кто такие северо-западные - он не знает [†98].

Ван Го-вэй считает, что цзубу - киданьское наименование татар, потому что
это название исчезает вместе с киданями, а на той же самой территории живут
кераиты, найманы, меркиты, "словно они внезапно обрели историческое
значение" [†99]. Л.Л.Викторова полагает, что цзубу - самостоятельный
тюркский народ, потомки хуннов [†100]. Но это мнение, пожалуй, можно даже
не рассматривать, потому что не учтен тысячелетний хронологический разрыв.
Первые же два мнения можно принять с оговорками. Совершенно необязательно
скидывать со счетов явление этногенеза. Такие племена, как найманы и
меркиты, действительно появились поздно, не раньше XII в., и, видимо, тогда
они и образовались. Но ограничивать понятие цзубу только татарами нельзя. В
объединении участвовали многие степные племена, за исключением монголов.
Ван Го-вэй отмечает, что слово татар в эпоху Сун в Китае считалось
уничижительным и потому в империи Ляо не употреблялось. Вместо этнонима
применяли описательный термин тибетского происхождения согпо - пастухи или
кочевники. Этому непонятному для киданей слову соответствовал принятый у
них термин, передававшийся, по мнению Виттфогеля, китайскими иероглифами
как цзубу,

Тюркоязычные соседи (голубые тюрки и уйгуры) называли их татарами,
мусульманские авторы фигурально именовали их тюрками Китая (Туркон-и-Чин)
[†101], а кидани, сознавая этническое родство и культурную разницу, числили
их в своих книгах как кочевников, тогда как их соплеменники, оставшиеся на
берегах Амура, продолжали называться шивэй. Но ведь и сами кидани были
третьей ветвью этого же народа, передвинувшейся на юг и воспринявшей
изрядную долю культуры Срединной империи, которую мы стали называть именем
ее врагов - Китай.

ОБМАНЧИВОСТЬ СЛОВ

Но если в привычном нам названии такой хорошо известной страны, как Китай,
скрывается имя их злейших противников, то какой же камуфляж скрыт в
этнониме татар? В VIII в. этот термин употреблялся однозначно как
самоназвание небольшого народа, родственного киданям и татабам, но
отличного от них. В XII в., после того как татары на некоторое время
захватили политическую гегемонию в степях, татарами стали называть все
степное население от китайской стены до сибирской тайги. Но в степи кроме
татар в узком смысле слова жили другие племена, часть которых нам известна,
а от многих остались только названия в китайских, точнее киданьских,
источниках. Увы, эти названия невозможно отождествить. Из числа знаменитых
кочевников прежде всего надо упомянуть кераитов, зафиксированных уже в
начале XI в. Найманов нет, на месте их будущих кочевий обитал народ тикин
[†102], видимо, потомки древних тюрок, укрывавшихся в горах Алтая [†103].
Воинственные меркиты и ойраты еще сидели в горной тайге Саянского хребта,
но басмалы в Джунгарии опять стали набирать силу, и вместе с ними племя
далиди, о котором ничего не известно, кроме того, что оно погибло.
Уцелевшие от резни шато укрылись в степях Чахара; дансяны. не вошедшие в
царство Тангут, - севернее Ордоса. И всех их кидани называли цзубу, а
китайцы - да-дань, т.е. татары.

В Центральной Азии этническое название имеет двойной смысл: 1)
непосредственное наименование этнической группы (племени или народа) и 2)
собирательное, для группы племен, составляющих определенный культурный или

Страницы: «« « 339   340   341   342   343   344   345   346   347  348   349   350   351   352   353   354   355   356   357  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды