Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 340   341   342   343   344   345   346   347   348  349   350   351   352   353   354   355   356   357   358  » »»

политический комплекс, даже если входящие в него племена разного
происхождения. Это отметил еще Рашид ад-дин: "Многие роды поставляли
величие и достоинство в том, что относили себя к татарам и стали известны
под их именем, подобно тому как найманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие
племена, которые имели каждое свое определенное имя, называли себя
монголами из желания перенести на себя славу последних; потомки же этих
родов возомнили себя издревле носящими это имя, чего в действительности не
было" [†104].

До XII в. гегемония среди племен Восточной Монголии принадлежала татарам, и
поэтому китайские историки рассматривали монголов как часть татар в
собирательном смысле термина. В XIII в. положение изменилось, и татар стали
рассматривать как часть монголов в том же широком смысле слова, причем
название татар в Азии исчезло и перешло на поволжских тюрок, подданных
Золотой Орды, где с течением времени превратилось в этноним. В начале XIII
в. названия монгол и татар были синонимами, потому что, во-первых, название
татар было привычно и общеизвестно, а слово монгол ново, а во-вторых,
потому что многочисленные татары (в узком смысле слова) составляли
передовые отряды монгольского войска, так как их не жалели и ставили в
самые опасные места. Там сталкивались с ними их противники и путались в
названиях - например, армянские историки называли их мунгал-татарами, а
новгородский летописец под 6742 (1234) г. пишет: ''Том же лете, по грехам
нашим придоша языци незнаеми, их же добре никто же не весть: кто суть и
откеле изыдоша, и что язык их. и которого племени суть. и что вера их; а
зовут я татары..." [†105]. Это была монгольская армия.

Исходя из собирательного значения термина татар, средневековые китайские
историки делили восточные кочевые народы на три раздела: белые, черные и
дикие татары [†106].

Белыми татарами назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби, вдоль
китайской стены. Большую часть их составляли тюркоязычные онгуты (потомки
шато). От своих повелителей, киданей, и от соседей, китайцев, эти кочевники
усвоили элементы цивилизации взамен утраченной самостоятельности. Они
одевались в шелковые одежды, ели из фарфоровой и серебряной посуды, имели
наследственных вождей, обучавшихся китайской грамоте и конфуцианской
философии.

Черные татары, в том числе кераиты, жили в степи вдали от культурных
центров. Кочевое скотоводство обеспечивало им достаток, но не роскошь, а
подчинение "природным ханам" - независимость, но не безопасность. Война в
степи не прекращалась и вынуждала черных татар жить кучно, огораживаясь на
ночь кольцом из телег (курень), вокруг которых выставлялась стража. Однако
черные татары презирали и жалели белых, потому что те за шелковые тряпки
продали свою свободу чужеземцам и покупали плоды цивилизации унизительным,
на их взгляд, рабством.

Дикие татары Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей, они не знали
даже ханской власти и управлялись старейшинами, подчиняясь им добровольно.
Их постоянно подстерегали голод и нужда, но они соболезновали черным
татарам, вынужденным ухаживать за стадами, слушаться ханов и считаться с
многочисленными родственниками. Выдать дочь замуж за черного татарина
считалось жестоким наказанием для девушки, и те иногда предпочитали
самоубийство необходимости доить овец и сбивать войлок. Монголы жили на
границе между черными и дикими татарами - как переходное звено между теми и
другими.

К числу "диких" племен, т.е. охотников и рыболовов, относились древние
урянхай [также многочисленные и разрозненные племена, обитавшие севернее Саянского
хребта,- лесные народы. Эти последние в понятие цзубу, по-видимому, не
входили, но все прочие перечисленные, безусловно, считались
цзубу-кочевниками и как таковые несли ответственность за политику,
проводимую их вождями. Во что это для них вылилось, мы сейчас увидим.

ВОЙНА ЗА СВОБОДУ

Как только кидани оправились от внутренних потрясений, они взялись за
кочевников всерьез. В 1000 г. был пойман и казнен кочевой вождь Хунянь. Его
преемник привел племена к покорности империи Ляо, и в 1003 г. кидани
соорудили на берегу Орхона крепость Хотунь [кочевниками. В 1005 г. токуз-татары прислали киданям дань, а в 1007 г.
киданьский карательный отряд обратил в бегство степных кочевников (цзубу),
напал на уйгурские поселения в современном Ганьсу, но свирепость киданей
вызвала поголовное восстание всех кочевых племен в тылу у карателей. В
начале 1013 г. восстали татары и дансяны, но, не достигнув реальных
успехов, ушли в глубь степей, снова став независимыми.

Однако угроза киданьской агрессии была столь ощутима, что кочевники
постарались податься на запад и в конце 1013 - начале 1014 г. напали на
Яркенд. Здесь их встретили карлуки, уже ставшие мусульманами, и после
четырехлетней войны оттеснили их обратно в степи [†108]. Кочевников спасло
от киданьской мести и расправы только очередное восстание приамурских
племен, продолжавшееся два года (1014-1015), и конфликт киданей с
корейцами, причем последние одержали полную и блестящую победу.

На фоне этой жестокой войны, когда буддисты империи Ляо, конфуцианцы
империи Сун и мусульмане Средней Азии стали врагами кочевников, те обрели
идейное знамя и способ ддя преодоления племенной розни в проповеди монахов,
незадолго перед тем изгнанных из Китая и не находивших пристанища.

В 1009 г. приняли крещение от несторианских проповедников кераиты [Это был самый крупный и самый культурный из монголоязычных народов
Центральной Азии, обитавший на берегах Орхона, Толы и Онгина, на том самом
месте, где некогда утверждали свои державы хунны, тюрки и уйгуры.
Численность взрослых кераитов определена для начала XI в. в 200 тыс.
человек, которые, согласно легенде, приняли христианство [†109].
Следовательно, с учетом детей и стариков их было вдвое больше. Согласно
легенде, обращение кераитов произошло вследствие того, что кераитскому
хану, заблудившемуся в пустыне, явился св. Сергий и указал путь домой. Хан

Страницы: «« « 340   341   342   343   344   345   346   347   348  349   350   351   352   353   354   355   356   357   358  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды