Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 472   473   474   475   476   477   478   479   480  481   482   483   484   485   486   487   488   489   490  » »»

Благодаря столь благоприятным природным условиям хазары - потомки древнего
европеоидного населения Западной Евразии - жили как этнос-персистент до
конца VI в., когда ситуация изменилась крайне резко и неожиданно.

Самая важная роль в хазарском этногенезе выпала на долю новорожденного
этноса древних тюрок - тюркютов, как принято их называть, чтобы избежать
терминологической путаницы - смешения этого этноса с прочими тюркоязычными
племенами.бежал из Северо-Западного Китая от победоносных и безжалостных табгачей.
Состав этого отряда был пестрым, но преобладавшим этносом были сяньбийцы,
т.е. древние монголы. Поселившись на склонах Алтая и Хангая и смешавшись с
аборигенами, тюркюты сделали своей узкой специальностью плавку железа и
выделывание оружия. В 552 г. их первый хан - Тумын - одержал победу над
жужанями, господствовавшими в Степи в IV-V вв. Так был создан Великий
тюркютский каганат.

Младший брат Тумына, хан Истеми, был поставлен во главе войска, имевшего
задачей подчинение западных степей. Истеми дошел до Дона и берегов Черного
моря. Некоторые племена бежали от него, другие подчинились силе оружия, а
третьи сочли за благо помочь завоевателю, дабы разделить с ним плоды
победы. В числе последних оказались хазары и болгарское племя утургуров,
жившее между Кубанью и Доном. Когда же в начале VII в. Великий каганат
распался, то хазары и утургуры оказались в составе Западного каганата. Те и
другие искренне помогали своим новым правителям в войнах против Византии и
Ирана. Однако в Западно-Тюркютском каганате два племенных союза образовали
две партии, боровшиеся за власть над бессильным ханом. Утургуры примкнули к
одной, а хазары, естественно, к другой партии, а после ее поражения приняли
убежавшего царевича себе в ханы (650 г.)
Через 8 лет Западно-Тюркютский каганат был захвачен войсками империи Тан,
что пошло на пользу хазарам, принявшим сторону ранее побежденного царевича,
и во вред болгарам-утургурам, лишившимся поддержки верховного хана (658
г.). Вследствие этого хазары около 670 г. разгромили болгар, и те
разбежались - кто на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию, а кто даже в
Италию.

Одновременно хазарам пришлось отражать вторжение арабов, победоносных от
Индии до Аквитании. Но на Кавказе, неожиданно для завоевателей Ирана и
Испании, война шла с переменным успехом, причем хазарские вторжения в
Закавказье чередовались с арабскими походами до Дербента (662- 744 гг.),
севернее которого арабам так и не удалось закрепиться. Откуда взялась у
маленького реликтового этноса такая грандиозная пассионарность, позволившая
хазарам при неравенстве сил свести вничью войну с самым сильным и
агрессивным государством VIII в.? Численный перевес был на стороне арабов,
потому что хазарских ханов тюркской династии не поддерживали ни аланы, ни
мадьяры, ни буртасы, ни мордва, ни славяне, а уж меньше всего болгары.
Особую позицию занимали горцы Дагестана - царства Серир, Туман,
Зирих-Геран, Кайтаг, Табасараи, Лакз и Филан, уже в 738 г. подчинившиеся
наместнику Азербайджана и Армении МервануДербентПочему?

Вспомним, что целых 100 лет (558-650) тюркютские ханы использовали
территорию Хазарии как базу для своих военных операций. В Хазарии
тюркютские богатыри отдыхали после перехода через сухие степи, а по
возвращении из Крыма или Закавказья прогуливали награбленную добычу. И тут
наверняка не обходилось без женщин, которые, как известно, не бывают
равнодушны к победителям. Дети, появившиеся после военных походов, искренне
считали себя хазарами. Отцов своих они не знали, воспитаны были в среде
хазар и в ландшафте Волжской дельты. В наследство от тюркютов они получили
только некоторые антропологические и физиологические черты, в том числе
пассионарность. А поскольку такой симбиоз длился более ста лет, то
естественно, что привнесенной чужаками пассионарности стало достаточно,
чтобы превратить реликт в активно действующий этнос.

Но еще существеннее для хазарского этногенеза был следующий период, когда
Хазарией управляли тюркские ханы династии Ашина (650-810), наследники
правителей Великого тюркского каганата (552-745). Царевич-беглец и его
соратники, принятые хазарами гостеприимно, не слились с массой народа и не
противопоставили себя ей. Они продолжали жить кочевым бытом, только зиму
проводя в домах в Итиле; они возглавили борьбу с арабами и, будучи
мастерами степной маневренной войны, научили хазар отбивать натиск
регулярных войск; оставаясь язычниками, почитавшими Синее Небо и Черную
Землю, они были веротерпимы до полной неразборчивости. Это-то их и
погубило. Но из-за чего и каким образом?

3. РАЗВИВАЛАСЬ ЛИ В ХАЗАРИИ КУЛЬТУРА?

Странно, но долгое время считалось, что народы Евразийскойособенности кочевые, не имели собственного культурного развития,
собственной истории и уж обязательно - оригинального искусства. Раскопки на
Алтае, в Монголии и Сибири показали, что искусство евразийских народов
существовало, история их ныне написана, прочтенные тексты показали наличие
переводной философской литературы, а фольклор зафиксировал оригинальные
сюжеты. Все у них было, но мало что сохранилось.

Однако перед нами сразу возникает непредвиденная трудность: социальное
развитие в странах земледельческих, у народов, унаследовавших развитую
культуру античности, и у племен, живущих в девственных ландшафтах, без
письменности. с примитивной техникой, идет асинхронно. В Европе в VIII- Х
вв. бурно развивается феодализм, образуются классы, разделяются ремесло и
земледелие за счет усовершенствовании техники, а в степях Евразии овцы
поедают траву, псы охраняют овец, а пастухи ездят в гости друг к другу;
единственное орудие производства - кнут, но совершенствовать его незачем.

Однако и в Евразии возникают города, правда только на берегах рек, потому
что в голой степи и ныне люди не живут оседло. Археологические культуры
здесь сменяют одна другую, этносы возникают и исчезают. Короче говоря,
жизнь идет, хотя формация остается той же - первобытнообщинной в стадии
военной демократии. Как это понять?

Страницы: «« « 472   473   474   475   476   477   478   479   480  481   482   483   484   485   486   487   488   489   490  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды