Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 473   474   475   476   477   478   479   480   481  482   483   484   485   486   487   488   489   490   491  » »»

Как попытка объяснения направления процесса в последние годы получил
распространение и был принят без критики и проверки постулат: развитие
культур и народов степной и лесной зон Евразии шло "от кочевий к городам",
и прослеживается этот путь археологией, причем археологическая культура
отождествляется с этносомэволюции, археологическая салтово-маяцкая культура свойственна единому
болгаро-хазарскому этносу, переходившему от кочевого скотоводства к
оседлому земледелию вследствие обеднения одних людей и закабаления их
другими, предоставлявшими им ссуды для обзаведения хозяйством, после чего
бедняки попадали в экономическую зависимость от богатеев
В этой умозрительной концепции четко описано первоначальное накопление
капитала при становлении аграрного капитализма. Назвать такой процесс
"элементами феодальных отношений" нет никаких оснований. Но если так, то,
по мнению авторов, капитализм зародился не вследствие развития
производительных сил и технического прогресса, а из-за корыстолюбия одних и
беспомощности других, бедневших неизвестно почему и каким-то странным
образом моментально осваивавших сложную культуру земледелия, а для этих
районов - виноградарства, требующую обычно опыта многих поколений.

Бесспорно, что у древних хазар, болгар, гузов, печенегов существовал
родо-племенной строй. Как известно, при первобытнообщинной формации земля
принадлежит роду и, следовательно, всем его членам. Родович, потеряв скот
вследствие падежа, гололедицы или угона врагами, имел право на помощь
своего рода, притом безвозмездную. Поэтому индивидуальной бедности у этих
народов существовать не могло. Богатство у отдельных представителей имелось
не в форме капитала, а как сокровище (серьги, ожерелья, ценное оружие,
шелковые или парчовые халаты)денежной системы не бывает, а при натуральном хозяйстве нужды в них не
возникает. Стало быть, при существовавшем в 1 тысячелетии уровне
производительных сил и изобилии природных ресурсов не было предпосылок для
развития капитализма даже в зачатке. Накопление богатства ради богатства
для каждого родовича показалось бы бессмысленным и грязным занятием, а если
бы кто-либо стал обжимать соплеменников, то те бы его либо выгнали, либо
убили, как выродка. А ведь перед этим сам М.И.Артамонов писал, что Хазарию
превратила в классовое государство еврейская купеческая верхушка,
опиравшаяся на наемные войска и лишившая кагана свободы и властиоседанию кочевников события IX в. никакого отношения не имели.

Да и не было никакого оседания. Земледелие и кочевое скотоводство
сосуществовали с древних веков, потому что являлись способами адаптации
этносов к ландшафтамно при этом они воздействуют на географическую среду, создавая
антропогенные ландшафты - большие города. Но когда это имеет место,
археолог легко это обнаружит. А в Хазарии строили только крепости и базары
для обеспечения транзитной торговли, на природу степей и речных долин не
воздействовавшие.

И наконец, отождествление хазар и болгар основано на неоправданном
приравнивании этноса к археологической, т.е. материальной, культуре. А так
как салтово-маяцкая культура представлена главным образом керамикой, то,
значит, древние люди признаны за дополнение к черепкам разбитых горшков,
т.е. те и другие - "материал того же порядка".предела: черепки удобнее для изучения. Они лежат на земле и видны, а
древние люди сгнили. Поэтому хватит с нас одних черепков, прочее же можно
домыслить.

Но представим себе, что археолог XXX в. ведет раскопки на территории
Ленинграда. Занимаясь посудой, он выделит "культуру глиняных горшков",
"культуру фарфора", "культуру алюминиевых мисок", "культуру пластмассовых
блюдец". При раскопках жилищ он разнесет по разным "культурам" дворцы в
стиле ампир, кирпичные доходные дома и блочные строения. Все эти дома он
обязан, согласно постулату, интерпретировать как памятники особых этносов.
А ведь для примера взята 250-летняя история одного города!

Так правильно ли класть в основу этнической диагностики формы керамических
изделий, а не способы жизни народов, т.е. их взаимодействие с кормящей их
природой и живыми традициями быта, нравов, воззрений, изменяющихся из века
в век по строгой закономерности этногенетических процессов? Нет, у каждой
науки есть своя сфера и свои пределы. Археология ведает "трупами вещей",
т.е. памятниками. Археолог бессилен там, где ткани и меха истлели, а
золотые украшения перелиты врагами в слитки. Надо искать иной путь.

4. ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА В ЗАПАДНОЙ ЕВРАЗИИ

В специальной работечеловечества состоит из ряда дискретных процессов - этногенезов,
накладывающихся на историческую канву аналогичных процессов, протекавших
ранее на той территории, которая привлекла внимание исследователя. Так, в
Восточной Европе и примыкающей к ней западной окраине Великой степи за
период, освещенный письменными источниками, сменилось множество народов. С
VIII до III в. до н.э. здесь господствовали скифы, уничтоженные сарматами.
С III в. до н.э. по IV в. н.э., точнее - до 370 г., хозяевами степей
восточнее Дона были сарматы, а правобережьем Днепра овладели готы. В 371 г.
гунны перешли Дон и в 376 г. вытеснили часть готов за Дунай, а около 420 г.
заняли Паннонию. В 454 г. гунны были разбиты гепидами, в 463 г. -
болгарами, в 469 г. - византийцами, после чего господство над
причерноморскими степями перешло к болгарам. Судьба гуннов - яркий пример
того, что любой этнический процесс может быть нарушен политическими
коллизиями, которые невозможно предугадать. Гунны могли бы выиграть битву с
гепидами при Недао в 453 г. или разгромить сарагуров (болгар) в 463 г.
Тогда бы в Восточной Европе уже в V в. создалось сильное гуннское
государство. Но так как этого не случилось, то многочисленные местные
этносы вернули себе самостоятельность. В числе их были потомки антов -
дулебы, жившие на Волыни. Арабский географ Масуди, писавший около 930 г.,
отмечает: "Из этих племен (славянских) одно имело прежде в древности
власть, его царя называли Маджак, а самое племя называлось валинана...
(т.е. "волыняне")... Оно почиталось между их племенами и имело
превосходство между ними"

Страницы: «« « 473   474   475   476   477   478   479   480   481  482   483   484   485   486   487   488   489   490   491  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды