Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 478   479   480   481   482   483   484   485   486  487   488   489   490   491   492   493   494   495   496  » »»

1964. № 6. С. 82-95.

30 В этой связи вызывает удивление попытка М.Г.Магомедова оспаривать факт
колебаний уровня Каспийского моря на том основании, что каспийские волны не
задели предгорных степей, лежавших на 20 м выше максимального уровня (см.:
Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983. С. 18 и 181).
Единственное низкостоящее городище - Тенг-Кала в низовьях р. Сулак -
"состоит из чередующихся слоев культурных отложений и речного ила толщиной
20-30 см" (с. 39). Поскольку Сулак течет в глубоком каньоне, то для того,
чтобы возникли половодья, необходимо, чтобы река стояла на подпоре, т.е.
чтобы уровень Каспия был высоким. А коль скоро так, то М.Г.Магомедов сам
опровергает свой тезис. Впрочем, это не единственный случай: цитируя книгу
Л.Н.Гумилева "Древние тюрки" (с. 41 и 153-158 - о хазарах там ничего нет -
см.:Магомедов М.Г.Указ.соч.),он показывает полное непонимание цитируемого
текста. И что самое удивительное, такой серьезный археолог, как
С.А.Плетнева, будучи редактором цитируемой книг, не указала М.Г.Магомедову
на его ошибки. Вот пример того, как опасно доверять проверку своей работы
людям, игнорирующим географию. Им-то ведь безразлично, о чем идет речь: о
предгорьях Дагестана или о дельте Волги.

31 См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. С. 55-70. Он же. История колебаний
уровня Каспия за 200 лет (с IV в. до н.э. по XVI в. н.э.) // Колебания
увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. М., 1980. С. 32-47.

32 См.:Гумилев Л.Н. Викинги не солгали //Природа. 1977.№5.С.95-99.

33 См.:Федоров Я.А., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе
(Историко-этнографические очерки). М., 1978. С. 142-143.

34 См. там же. С. 149.

35 См. там же. С. 154-155.

36 См.тамже.С.173-174.

37 См.:Вебер Г. Всеобщая история. Т.IV. С.814.

38 "...Поляне, яже ныне зовомая Русь" (ПВЛ.Ч.I. С.21).

39 См.:Брайчевський М.Ю. Похождснния Русi . 149-164.

40 См.: Рыбаков Б.А. Древние русы // Советская археология. XVII. 1953. С.
47. Впоследствии этот термин был вытеснен тюркским эквивалентом "богатырь",
но в самых древних былинах сохранился его женский род - поляница (см.:
Балашов Д.М. "Дунай". Историческая жизнь народной поэзии // Русский
фольклор. XVI. Л., 1976. С. 100). Следовательно, поляне - не племя и не
социальный слой, а психологический тип славянского пассионария эпохи
неописанных побед.

41 См.: Иордан. С. 91.

42 См.: Брайчевський М.Ю. Похождения Pyci. С. 155.

43 Не смешивать их с роксаланами (см.:Гумилев Л.П. Сказание о хазарской
дани... С. 169. Примеч. 43).


II. Мусульманский суперэтнос

7. ПОЯВЛЕНИЕ АРАБОВ

Аравийский полуостров очень давно был заселен этносами, говорившими на
наречиях древнего семитского языка, но в интересующую нас эпоху (V-VI вв.)
не представлявшими никакой целостности: ни этнической, ни социальной, ни
культурной, ни тем более политическойсамоназвания; слова "араб" они не зналидревних этносов, проживших циклы исторического существования и перешедших в
гомеостаз, т.е. в равновесие с природными ландшафтами населяемой ими
страны.

Пассионарный толчок конца V - начала VI в. вызвал интенсивный процесс
этногенеза, вследствие чего началась интеграция реликтовых этносов.
Выразилась она в ожесточенных межплеменных войнах, например в войне
бену-асад против бену-кинд, развитии поэзии и принятии разных религиозных
систем из Византии и Ирана. Древнее почитание звезд как божеств сохранилось
только среди бедуинов Центральной Аравии; в оазисах Хиджаса и Йемена
распространились христианство разных направлений и иудаизм.

Понятно, что набольший успех иноземные системы мировоззрения имели у
пассионариев, а не у инертных людей гармоничного уровня, при котором
импульсы пассионарности и инстинкта равны. Но были и такие пассионарии,
которых философские проблемы не интересовали. Эти занимались
стяжательством: либо торговлей, либо грабежом караванов, либо военной
службой в Византии (Гасаниды) и Иране (Лахмиды). Алчность- такой же модус
пассионарности, как и фанатизм.

Инкубационный период арабского этногенеза длился около 100 лет. К началу
VII в. уровень пассионарного напряжения вырос настолько, что стали
появляться оригинальные консорции, способные облечь себя в социальные формы
и создать догмы исповеданий. Такой консорцией был ислам, проповеданный в
Мекке неграмотным погонщиком верблюдов Мухаммедом, искренне считавшим, что
он передает слова Аллаха. Именно искренность, бескорыстие и страстная
убежденность привлекли на сторону Мухаммеда некоторых арабов - искателей
истины (мухаджиров), но они же навлекли на него ненависть других, в
частности Абу-Суфьяна, возглавлявшего богатый и влиятельный род Омейя,
многих поэтов и бедуинов. Однако Мухаммед и примкнувшие к нему пассионарии
(ансары) победили, принудили мекканцев и бедуинов принять веру ислам и
создали государство, охватившее весь полуостров. Так консорция выросла
сначала в субэтнос, а потом уже в этнос.


Страницы: «« « 478   479   480   481   482   483   484   485   486  487   488   489   490   491   492   493   494   495   496  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды