Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 485   486   487   488   489   490   491   492   493  494   495   496   497   498   499   500   501   502   503  » »»

четвертое - суннитский халиф в Багдаде, окруженный со всех сторон
враждебными шиитами.

Казалось бы, при таком печальном положении распространение ислама должно
было остановиться. А случилось обратное: ислам шиитского направления
приняли дейлемиты, а суннитского- карлуки (в 960 г.) и тюркское племя
ягма
Оба этноса - горцы-дейлемиты и степняки-туркмены - были чужды мусульманской
культуре, но те и другие использовали раскол среди арабов, так же как его
использовали берберы в Северной Африке. Расчет их был верен: поддержать
слабого и сломать сильного. Как ни плохо было багдадскому Аббасиду, он
оставался повелителем правоверных. Это считали правильным не только массы,
но и могущественные эмиры Хорасана и Мавераннахра - Саманиды, Азербайджана
- Саджиды и ширваншахи, и правители Дербента. Суннизм ослабел, но значения
не потерял. Возникло нечто вроде политического равновесия.

И тут выступили дейлемиты. Покинув свою горную скудную страну, вооруженные
идеями восстановления царства Сасанидов и воздаяния захватчикам-арабам,
руководимые талантливыми полководцами из фамилии Буя (Буиды), они врезались
в западный Иран, отделив Ирак - владение Аббасидов - от Хорасана,
принадлежавшего Саманидам. И тут оказалось, что для того, чтобы делать
завоевания в странах ислама, обязательно быть мусульманином. Буиды и их
войско это знали и потому приняли шиизм в его умеренной форме еще перед
началом завоеваний, что обеспечило им успех
Арабы защищались как умели, т.е. очень плохо и беспорядочно. Эмиры Мосула,
Хамданиды, имели достаточно войск, чтобы поддержать халифа в Багдаде, но
они к этому не стремились. Им было важнее расширить границы своего
наместничества. Поэтому время и силы арабов уходили на интриги, распри,
предательства, перечисление которых увело бы далеко от темы. А Буиды
наступали, иногда неудачно, но последовательно.

Жители Ирака, и особенно Багдада, ненавидели дейлемитов, как иноплеменных
завоевателей и шиитов. Столь же искренне они ненавидели своих защитников и
единоверцев - тюркских гулямов, составлявших войска эмиров Месопотамии и
Сирии. Но больше всего они страшились своих соплеменников - карматов. Сами
же городские арабы не находили в себе мужества для защиты и от врагов, и от
друзей, и от соседей бедуинов, и даже от начальства. А ведь это были
потомки завоевателей полумира!

В Х в. в самом Багдаде, ограбляемом тюрками и дейлемитами, царил страшный
голод; обыватели были обобраны до последнего дирхема на уплату жалованья
войскам. Поэтому 19 декабря 945 г. Ахмед Буид после недолгого боя у ворот
вступил в столицу, заставил халифа Мустакфи назначить себя
главнокомандующим (эмир ал-умара) и объявил себя султаном, чем присвоил
себе всю светскую властьчто велел арестовать одного из Алидов, ослеплен и умер в тюрьменаследники влачили нищенское существование.

Победа Буидов означала торжество шиизма, хотя большая часть населения Ирака
и даже Багдада осталась верна суннизму. Вслед за Ираном и Сирией шиизм
восторжествовал в Африке, где в 969 г. Фатимиды овладели Египтом. Суннизм
как господствующее исповедание уцелел только в Испании, у Омейядов -
потомков "лицемерных" мусульман, и в Средней Азии, у Саманидов. Иначе
говоря, суннизм был оттеснен на окраины ареала, а шиизм принял на себя
защиту ислама и... проиграл серию войн с Византией и Грузиеймусульманском суперэтносе появились симптомы фазы надлома.

Для фазы надлома характерна потеря ощущения единства, как бы "раскол
этнического поля", когда идеологические споры обретают реальное
политическое бытие. Сами арабские хронисты называют эту дату - 974 г. - и
это явление - "асабийя", т.е. расколстали сторонниками дейлемитов, а не единоплеменных арабов. В 1015-1018 гг.
дело дошло до открытых военных столкновений в самом Багдаде.

Буиды продержались у власти 110 лет и, вероятно, довели бы ислам и его
культуру до полного разложения, если бы им не помешали
туркмены-сельджукиони приняли сторону слабой партии и, опираясь на се поддержку, одержали
победу. Халиф сделался их союзником и уже в 1049 г. занял шиитский квартал
тюркскими войсками. В 1055 г. Тогрулбек вступил в Багдад и объявил себя
султаном. Положение халифа как будто осталось прежним, но теперь он стал
духовным главой правителя, тогда как при Буидах был заложником у еретиков.
Победы трех Великих сельджуков остановили наступление христиан, а их
потомки отразили крестоносцев.

А дейлемитов не стало. Буиды увели со своей родины так много самых храбрых
и сильных юношей, что Дейлем захирел, хотя его никто не пытался завоевать.
Последняя мелкая династия, возводившая свою генеалогию к Сасанидам, -
Бадуспаниды - просуществовала до конца XVI в., после чего прикаспийские
области были присоединены к Персиии поражения.

Изменились нравы самих суннитов. Если раньше они привлекали и обращали
иноверцев, то в конце XI в. в самом Багдаде ханбалиты (ведущая школа)
срывали лекции и проповеди ученого ал-Кушайри, обратившего в ислам
несколько иудеев. Ханбалиты кричали: "Это ислам вероломства и подкупа!" - и
громили медресепотребовали смены халифа.

Через три года ханбалиты подняли восстание не только против шиитов, но и
против властей. Его пришлось усмирять войсками, которые жестоко
расправились с ханбалитами, и те как организация перестали существоватьВпрочем, уцелевшие школы - ханифиты и шафииты - восполнили утрату: резня в
арабских и персидских городах не прекратилась. А так как наряду с этим
кошмаром, затянувшимся на 170 лет, шли постоянные междоусобицы между
сельджукскими эмирами и атабеками, то неудивительно, что страна ослабела,
вследствие чего третье смещение - монгольское - осуществилось легко и дало
последствия, которых при другом положении можно было бы избежать.

Страницы: «« « 485   486   487   488   489   490   491   492   493  494   495   496   497   498   499   500   501   502   503  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды