Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 489   490   491   492   493   494   495   496   497  498   499   500   501   502   503   504   505   506   507  » »»

подбирались ранними Каролингами по деловым качествам. До того, как
феодализм стал формацией, и до того, как он был оформлен юридически, Карлу
Мартеллу и Пипину Короткому требовались толковые помощники, а те работали
только за плату. "Nullum officio sine beneficio"время войн имело смысл посылать только энергичных, инициативных и смелых
людей, согласных за хорошую плату рисковать жизнью. Значит, первые кадры
феодалов составлялись из пассионариев. До IX в. число их было
незначительным, и тут встает важный вопрос: были ли они остатками подъема
II в. т.е. наследием Великого переселения народов, или это шел
инкубационный период нового пассионарного взрыва, когда вновь рожденные
пассионарии уже успели проявить себя? Скорее всего здесь можно видить
наложение нового толчка на старый, незаконченный процесс, подобно тому как
было в восточной части Римской империи в III-IV вв., когда рождалась
Византия. Это видно уже из того, что произошло изменение этнической
доминанты. В IX в. в Европе появились первые средневековые "нации"! (О чем
говорит К.Маркс в "Хронологических выписках"
15. РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

При распадении империи Карла Великого его внуки в 843 г. встретившись в
Вердене, именовались: Карл, король французов, и Людовик, король немцев. До
этого все их подданные были "римляне германской нации", т.е. германцы по
рождению, юридически оформленные как римляне. Последнее было не ново. Ведь,
были галло-римляне, испано-римляне, иллиро-римляне и т.д., но то, что
общность нового типа, совмещающая единство происхождения и языка, оказалась
предпочтенной юридической форме, показывает, что появилась новая этническая
доминанта, т.е. принцип на котором люди нового склада стали объединяться в
коллективы. Поэтому можно и должно рассматривать дробление
западноевропейского суперэтноса не на общины, не на племена, не на полисы,
а на "нации"
Этническая пестрота Европы, обусловленная последствиями Великого
переселения народов, в момент пассионарного толчка благоприятствовала
выживанию пассионариев, а тем самым и росту пассионарного напряжения.

Средневековые "нации" не восходили к древним племенам германцев, кланам
кельтов, муниципиям италиков, хотя людей они черпали именно из потомков
перечисленных этносов. Если бы древние традиции не умерли, то новая
суперэтническая целостность не могла бы возникнуть. Но старые этнические
системы уже не могли удерживать в своей среде рождавшихся пассионариев,
которые, владея мечом и копьем, искали для себя, а не для своих
соплеменников "карьеры и фортуны". И соплеменники были не в силах
приостановить этот процесс, так как вследствие этнической пестроты
пассионарию было легко найти сеньора, нуждавшегося не в послушных
подданных, а в смелых соратниках. Им не нужно было, как скандинавам, плыть
за море, а достаточно просто перейти границу своей области, чтобы обрести
свободу, риск и надежду на удачу.

Для того чтобы бурление, охватившее Западную Европу в IX-Х вв., не
превратилось в "броуновское движение", ведущее к бессмысленному
человекоубийству, требовались этническая доминанта и связанная с ней
социальная организация с достаточным идеологическим наполнением. На заре
пассионарного подъема доминант было несколько. Они выражались в религиозных
системах, частью сохранившихся от седой старины, частью воспринятых заново.
Скандинавы верили в богов Валгаллы, славяне - в извечную борьбу Белбога с
Чернобогом, бургунды были арианами, франки - католиками, кельты -
православными, так как их обратили египетские миссионеры, миновавшие Рим.
Многие феодалы вообще не верили ни во что, кроме своих капризов и выгод, а
среди крестьян и знати уже в XI в. процветал тайный культ Сатаны,
возглавленный попами-расстригами. Клирики были пассионарны не менее
феодалов и купцов.

Именно эти "свободные атомы", оторвавшиеся от своих этносов, оказались
цементом, склеившим воедино самые непохожие и, казалось бы, несовместимые
традиции. Бароны переняли у венгров древнюю в Азии, но новую в Европе
тактику атак тяжелой конницы - сарматское изобретение. Крестьяне
заимствовали у кельтов длинные луки, стрелявшие на 450 м, причем хорошо
закаленные наконечники стрел пробивали примитивные колеты из кожи и даже
кольчуги. Клирики ездили в Кордову изучать древнееврейский и греческий
языки у еврейских раввинов, служивших испанским халифам, заодно изучая
теологию в аспектах, чуждых восточнохристанской ортодоксии. Купцы сновали
между арабскими мусульманами и славянскими язычниками, богатея на торговле
мехами и шелками. И все они связывали свои судьбы не с родными деревнями, а
с престолами королей, которые были в состоянии защитить и обогатить их.

Однако эти "свободные атомы" не вылетали за пределы географического
региона, ограниченного на севере, западе и юге морями, а на востоке
невидимой границей - положительной изотермой января. Холодные зимы
Восточной Европы их не манили, а пугали. Путешествовать там они считали
возможным, а селиться - нежелательным.

Итак, новый суперэтнос возник в условиях ландшафтно разнообразного, но
монолитного географического региона за счет деятельности нескольких
поколений пассионариев, появившихся на этой территории и перекроивших не
только политическую, но и этническую карту Европы. Новая суперэтническая
целостность должна была обрести название, чтобы смутные чувства, облеченные
в слово, овладели сознанием ее членов. И она стала именовать себя
"христианский мир".

И опять-таки отметим хронологическое совпадение подъема пассионарности в
Скандинавии, Западной Германии, Северной Франции и северо-западной Испании,
т.е. на оси, ориентированной с северо-востока на юго-запад. Никакого
переноса генов из Скандинавии в Астурию и наоборот не было, равно как и
культурных заимствований. Причина пассионарного подъема лежала и тут за
пределами видимой истории людей, значит, в сфере истории природы. Италия
находилась за пределами ареала возникшей пассионарности. Поэтому в начале Х
в., когда Северная Европа кипела и сражалась: кто, как французы, против
угнетателей - Каролингов и немцев; кто, как немцы, против язычников -
венгров и славян; кто, как астурийцы, против мусульман, и весьма успешно
(при Саморе в 900 г. был разбит эмир Толедский), в Южной Франции и Италии

Страницы: «« « 489   490   491   492   493   494   495   496   497  498   499   500   501   502   503   504   505   506   507  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды