Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 495   496   497   498   499   500   501   502   503  504   505   506   507   508   509   510   511   512   513  » »»

Но вот кончился инкубационный период. В 155 г. христиане заявили о себе на
диспуте. Юстин Философ отверг веру в языческих богов, осудил
жертвоприношения животных и сформулировал доктрину христианства,
отличающуюся и от иудаизма, и от философских систем Эллады. Христианские
консорции слились в субэтнос, а с этим явлением имперским властям пришлось
считаться. С конца II до начала IV в. от христиан требовали знака
политической лояльности - признания императора богом и принесения жертвы на
его алтарь. Христиане гарантировали политическую благонадежность, но
категорически отвергали благонадежность идейную. Признать богом центуриона
или сенатора, интригана, развратника, убийцу, они отказывались, хотя
служить ему как человеку-правителю были готовы. Власти были недовольны
такой полупокорностью и шли навстречу желаниям масс, городской черни,
требовавшей истребления христиан. Но беда в том, что христиане были
наиболее верными, честными и храбрыми легионерами, а язычники - самыми
лживыми, своевольными и нестойкими в бою солдатами, часто предававшими
своих вождей. И происходило это от естественного разделения: в христианские
общины шли люди нового психологического настроя, а в язычестве оставались
те, кто по сути дела потерял старую веру и не приобрел новой, усвоив вместо
религии принцип максимального подхалимства.

В 313 г. Константин, победивший с помощью христиан своего противника
Максенция, дал в Милане эдикт, ставивший христианство в преимущественное
положение. И тогда городская чернь объявила себя христианской и начала с
такой же яростью истреблять языческих философов. Так продолжалось весь IV
век.

Христианство и язычество боролись между собой весьма странным образом. Ни
философы-неоплатоники - Ямвлих, Либаний, Ипатия, Гемерий, Фемистий, ни
стоики, ни император-митраист Юлиан Отступник, ни "отцы церкви" - Василий
Великий и Григорий Богослов; ни ученые-христиане - Ориген, Маркион, ни
гностики - Василид и Валентин - не запятнали себя гнусными преступлениями
против мыслящих иначе. Зато римская, антиохийская и александрийская чернь,
солдатские императоры, демагоги, безграмотные монахи и продажные чиновники
участвовали в убийствах сначала христиан, а потом языческих философов.
Нетрудно заметить, что как низы горожан, так и вожди наемных солдат меньше
всего интересовались вопросами духовной жизни. Эти деморализованные потомки
даже не древних римлян и эллинов, а гибридизированного населения
торгово-ремесленных эллинистических центров равно старательно истребляли
ростки новой духовной жизни и следы древней культуры. Наследники
Константина, весьма нетвердо сидевшие на престоле, считали за благо идти
навстречу желаниям масс и их лидеров. Сын Константина Констанций приказал
лишать язычников имущества и казнить смертью за совершение
жертвоприношений. Впрочем, за отказ от учения Ария он отправлял христиан в
тяжелые ссылки. Зато после 381 г. в такие же ссылки Феодосии стал посылать
ариан. Грациан в 382 г. велел вынести из сенатской курии алтарь победы -
символ римского могущества. Последняя попытка спасти язычество в 392-394
гг. была подавлена Феодосием, казнившим вождей восстания Евгения и
Арбогаста.

Западная церковь получила от раннего периода очень тяжелое наследство.
Сельское население Италии, Испании и Галлии, не затронутое пассионарным
толчком, относилось к проповеди любой веры с потрясающим равнодушием. И так
же вяло оно отстаивало старую религию, вследствие чего языческие культы в
Западной Европе дожили до VII в. Зато в городах, где население было
приезжим с Востока, страсти кипели и христианство принимало крайние формы.
Генетический дрейф пассионарности породил популяцию мучеников и фанатиков,
которая обеспечила престол Константину, сумевшему использовать эту страшную
силу.

В пламени акматической фазы пассионарности сгорел весь шлак, унаследованный
Византией от античности. Вымерла субпассионарная чернь городов. Языческие
окраины были захвачены германцами (на западе), славянами (на Балканском
полуострове) и мусульманами - новым этносом, возникшим в Аравии вследствие
очередного пассионарного толчка и с потрясающей быстротой прошедшим всю
фазу подъема, вплоть до образования суперэтноса.

Но в IV в. христианство как идеология перешагнуло границы этноса.
Христианами стали готы, бургунды, свевы, вандалы в Европе, армяне и грузины
в Азии, абиссинцы в Африке. Эти этносы никогда не знали римской власти,
римской культуры, римской дисциплины. Поэтому они не составили единого с
римлянами этноса, а остались сами собой. И тут сыграло решающую роль
дробление христианского этноса на два течения: никейское и арианское.
Германцы приняли христианство с учением Ария, а в империи победило учение
Афанасия, т.е. никейское. Восторжествовав на Константинопольском соборе 381
г., оно объединило своих сторонников в этническую целостность, которую мы и
называем византийской. С этой даты византийский этнос вступил в свою
акматическую фазу. В IV-VI вв. он расширился, захватив Закавказье и
Ирландию, погубил остатки античной культуры, раздробился на ряд субэтносов,
каждый из коих выдвигал собственное исповедание, часто без достаточных
догматических оснований. В VII в. он потерял половину своей территории
из-за внутренних распрей и наконец в IX в. перешел в инерционную фазу
этногенеза.

20. ВЕРНЕМСЯ В ИУДЕЮ

Отрыв от родины не проходит бесследно. Евреи, вернувшиеся в Палестину из
Вавилона, не нашли взаимопонимания ни с местным населением иудейского
культа - самаритянами, ни с потомками древних хананеян (финикийцев),
населявшими Галилею, область у Тивериадского (Генисаретского) озерапришлыми из Напаты арабами - идумеями, поселившимися в бывшей земле
филистимлян, в окрестностях Газыувлеченными порывом восстания Маккавеев в 166 г. до н.э. и вместе с ними
боролись против македонян. Иудеи, ощущая острую необходимость в пополнении
армии, обратили оба народа в иудаизм, мотивируя это тем, что они якобы в
древности были евреями, но в отличие от самаритян утратили веру во время
господства Селевкидов.н.э.) представители инкорпорированных этносов считались иудеями, но как бы
второго сортаИрод 1 Великий (37-4 до н.э.), несмотря на все заслуги перед страной и
народом, "любовь и преданность нашел только в Самарии и Идумее, но не у

Страницы: «« « 495   496   497   498   499   500   501   502   503  504   505   506   507   508   509   510   511   512   513  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды