Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 501   502   503   504   505   506   507   508   509  510   511   512   513   514   515   516   517   518   519  » »»

арабское иго. Персы перенесли это довольно легко, так как приняли ислам, но
евреям вероотступничество было противно. Они нашли другой выход - шиизм как
способ раздробления мусульманской общины
Некий Абдулла ибн-Саба, иудей, перешедший в ислам, выдвинул в 653 г.
учение, на первый взгляд правоверное, что перед концом света пророк
Мухаммед вернется в мир, а пока его должен замещать тот, кто при жизни был
его помощником, т.е. Али и его потомки. Здесь таилось зерно не только
тогдашнего раздора - претензии Али на престол, но и позднейшего шиизмапрививавшегося у персов лучше, чем у арабов. Так была создана
идеологическая основа гражданских войн, вызвавших относительно быстрое
распадение халифата.

Нет, мы не будем здесь излагать историю многих восстаний и подавлений,
убийств и предательств, игры ума и безумия страстей человеческих; жертвами
этой войны стали Али (зарезан в 661 г.) и его сын Хуссейн (пал в бою в 680
г.), покинутые друзьями и сподвижниками. Однако те, "раскаявшись", снова
восстали и снова были разбиты в 690 г., вслед за чем последовали очередные
экзекуции.

Вот тогда и покинули злосчастную Персию евреи. Они прожили в этой стране
1200 лет, пользуясь покровительством законов и сочувственной поддержкой
венценосцев. Но когда законы Ирана заменил шариат, а шахов - назначенные
эмиры (уполномоченные), евреи вновь обратились к поискам "земли
обетованной". Сами они представляли себе эту миграцию так: "И было в лето
4450 (т.е. в 690), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту
пору, и были поражены персы ими (арабами), и пали они под их ноги, и
спасались бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от меча, и
двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и
прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много
евреев..."
Этот текст показывает многое. Страна Русия уже была в VII в.; в Германии
(Ашкеназ) и Швеции, еще языческой, есть еврейские колонии, а вот Хазарии в
списке нет, хотя в 737 г. арабский завоеватель будто бы принудил
"персов-огнепоклонников, хазар, поклонявшихся тельцу, и некоторых
исполнявших закон Мусы" принять ислам"пожелание Мервана II, оставшееся без последствий. А в 690 г. хазары под
предводительством тюркютов по происхождению, принцев царственного рода
Ашина, ставших ханами Хазарии, громили Закавказье и удерживали до 693 г.
Дербент. Как же евреи могли не заметить такую сильную державу? - Только не
видя ее!

Значит, путь еврейских эмигрантов из Ирана пролегал не через
северокавказские степи, в те годы обагренные болгарской и аланской кровью,
а только через Малую Азию и Черное море к устью Днепра и в Русию, а оттуда
- в земли, где уже были колонии западной ветви евреев, оставшихся в Европе
после распада Римской империи.

Но если так, то кто в Хазарии "исполнял закон Мусы"? Очевидно, те евреи,
которые бежали на Кавказ вместе с маздакитами. Они в 690 г. очень хорошо
помнили кровавые столкновения внутри еврейской общины Ирана, с полным на то
основанием опасались своих соплеменников и отказали им в убежище. Зато их
потомки в VIII в. поступили по-иному, так как маздакитская трагедия была
забыта потомками ее участников.

25. У ГРЕКОВ VIII в.

Итак, сирийские Омейяды оказались врагами обеих ветвей иудеев: маздакитской
и ортодоксальной. Первые были союзниками хазар, вторые обрели убежище среди
христиан... Такая расстановка сил дает право заключить, что во время
сражения за Константинополь в 717-718 гг., когда Лев Исавр сжег арабскую
эскадру "греческим огнем" и отбросил изнуренную голодом сухопутную армию от
стен столицы, евреи сражались на стороне христиан.

Силы арабов были скованы на всех фронтах. В Испании в 718 г. непокорившиеся
христиане образовали королевство Астурию. В Средней Азии тюргеши
договорились с Китаем, заключили мир с Тибетом, союзником халифата, и
поддержали восстание согди

йцев, только что завоеванных, но не смирившихся. Хазары же принудили
арабскую армию к отступлению и перенесли военные действия в Закавказье.

В 723 г. император Лев III Исавр издал указ о насильственном крещений всех
евреев, находящихся в пределах Византийской империипосле победы над арабами и за год до начала борьбы против почитания икон.
Зачем ему это понадобилось?

Ответа на этот вопрос в источниках нет, значит, следует искать смысл указа
исходя из общей ситуации. Малоазийские христиане, а также монофизиты и
несториане были противниками иконопочитания и врагами арабов. Не хотел ли
Лев Исавр увеличить число своих сторонников, зачислив иудеев в число
христиан, дабы дать им право участвовать в будущей реформе? Это, пожалуй,
наиболее вероятное толкование, так как последующие гонения обрушились не на
иудеев, оставшихся в своей вере, а на православных. И наоборот, один из
чиновников халифа, Иоанн Дамаскин-Мансур, писал обличение иконоборцев под
покровительством Омейяда Хишама.

Считается, что этот указ вызвал эмиграцию евреев из Византии в Хазарию, но
неизвестно, был ли он приведен в исполнение. Даже если так, то эмиграция
шла в Хазарию, в то время союзницу Византии. И поскольку инициативу войны с
арабами перехватил Булан, не исключено, что Лев Исавр создал условия для
переброски боеспособного этноса на тот участок фронта, где он был
необходим. Примерно так поступило византийское правительство с горцами
Ливана - мардаитами: их вывели из Сирии и поместили в гарнизонах Малой
Азии, чтобы использовать их опыт борьбы с мусульманами.

Однако евреи думали не столько о войне против ислама, сколько о себе и
своих родственниках. Подобно тому как в XVII в. гонимые в испанских
владениях евреи нашли приют в протестантской Голландии, так в VIII в. они

Страницы: «« « 501   502   503   504   505   506   507   508   509  510   511   512   513   514   515   516   517   518   519  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды