Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 506   507   508   509   510   511   512   513   514  515   516   517   518   519   520   521   522   523   524  » »»

Но самым большим сдвигом было воцарение Аббасидов в Багдаде и начавшийся
развал халифата, ибо это открыло дороги с Запада на Восток тем
предприимчивым купцам, которые эти дороги изучили. Дорога по-персидски -
rah, корень глагола "знать" - don; знающие дороги - рахдониты. Так называли
еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли
между Китаем и Европой.

Торговля была баснословно выгодна, потому что торговали не товарами
широкого потребления, а только предметами роскоши. В переводе на понятия XX
в. эта торговля соответствовала валютным операциям и перепродаже
наркотиков. Только сверхприбыль покрывала расходы на перевозку и содержание
в порядке трассы, на которой сооружались купола над источниками и прудами,
ставились вешки, указывающие направление дороги, строились караван-сараи
для ночевок или дневок в особо жаркие дни.

От Красного моря до Китая было около 200 дневных переходов, а вокруг
северного берега Каспия еще больше. Но и северным путем пользовались, так
как в Аббасидском халифате восстания были делом заурядным, а хазары строго
следили за безопасностью на степных дорогах. Поэтому значение Итиля как
перевалочного пункта на долгом пути росло. Отдыхать на Волге было не только
удобно, но и приятно.

То, что путешествующие евреи VTII в. названы персидским словом "рахдониты",
показывает, что основу этой торговой компании составили выходцы из
Вавилонской, т.е. иранской, общины, бежавшие от халифа Абд ал-Мелика в 690
г. Потом к ним добавились евреи из Византии, но до тех пор, пока на
границах Согда и халифата, Китая и Тюркютского каганата шли постоянные
войны, торговля встречала препятствия. Когда же эти войны прекратились, а
Китай после восстания Ань Лушаня (756-763) лежал в развалинах и продавал
шелк дешево, рахдониты развернулись. Они освоили не только восточный путь,
по которому шел шелк в обмен на золото, но и северный - из Ирана на Каму,
по которому текло серебро в обмен на меха. Хазария лежала как раз на
перекрестке этих путей.

В древности караванный путь из Китая в Европу пролегал южнее: через Хотан,
Памир и Вахан в Персию и дальше на запад. Этот путь был труден и неудобен.
Поэтому после разгрома хуннов он сместился на север пустыни Такла-Макан,
т.е. через Карашар, Кучу, Кашгар и Ферганскую долину.

Еще более удобным был маршрут через Турфан в Семиречье; этим путем
пользовались в тюркское время, в VI- VII вв. Но тогда же тюркюты покорили
Северный Кавказ, и выяснилось, что можно не платить пошлин иранскому шаху,
а прямо везти шелк в Европу. Однако для этого необходимо было оборудовать
стоянки на пути, выкопать колодцы, поставить вехи и т.д., а это очень
сложно. Поэтому, до тех пор пока в торговлю не включились хорезмийцы,
северным маршрутом не пользовались. Но с покорением арабами Средней Азии
появились средства для проведения дорог, а постоянные восстания в Восточном
Иране способствовали оживлению пути из Гурганджа на Волгу, т.е. через
Устюрт в Хазарию.

Издавна хазары жили в низовьях Волги, в дельте и пойме ее, не ожидая
никаких бед. Они занимались не столько скотоводством, сколько
виноградарством и рыбной ловлей. Прекрасные голубые протоки среди зеленых
лугов и густых зарослей кормили и столицу Итиль, расположенную на острове,
образуемом Волгой и ее восточным протоком Ахтубойэкономическую базу, они господствовали над населением сухих степей,
окружавших оазис, простиравшийся почти до полуострова Бузачи
Вместе с этим хазары полагали, что им ничто не грозит извне, ибо даже
победоносный Мерван не счел их страну достойной завоевания. В VIII в.
рыбные богатства Волги не могли стать предметом вывоза. Натуральное
хозяйство создавало определенные привычки. Тот, кто привык есть финики или
маслины, не имел потребности в "селедке и вобле". Поэтому хазары ели
красную рыбу, не вызывая зависти у арабов и греков. И неудивительно, что
авторы, описывающие поход Мервана, отмечают как главную его добычу 20 тыс.
семей "сакалиба", т.е. людей, которых можно было обратить в невольников.

По поводу значения слова "сакалиба" долгое время шел спор. Сначала их
считали славянамивыяснилось, что эти пленные были захвачены в земле буртасовмнение, что "сакалиба" - тюркско-финская помесьгеографы придают термину "сакалиба" другой смысл. Ал-Ку-фи включает в это
понятие всех "неверных" Восточной Европы. Ал-Хорезми в 836-847 гг. писал:
"Германия, она же страна сакалиба". Масуди причисляет к сакалиба "намчин"
(немцев) и "турок" (венгров)продаваемых рабов, но Масуди называет их "валинана" (волыняне), из чего
видно, что термины "славяне" и "сакалиба" - не одно и то же. Думается, что
столь единодушное мнение средневековых географов заслуживает предпочтения.
Термин "сакалиба" был хорошо известен не только в Восточной Европе, но и в
Испании, где при дворе омейядских халифов так называли
гвардейцев-невольников. В этой гвардии кроме славян служили немцы,
французы, тюрки, мадьяры, печенеги... короче говоря, все рабы, купленные на
европейских рынках. И вряд ли надо видеть в этом термине этноним, так же
как в терминах "зинджи" (черные рабы из Восточной Африки) и "мамлюки" (в
Египте - рабы из туркмен, половцев, черкесов и даже русских).

А.П.Новосельцев предлагает другую версию: считать название "славянская"
гвардия условным, подобно тому как в Багдаде "тюркская" гвардия состояла не
только из тюрок, а в Египте "черкесская" гвардия включала еще кыпчаков и
грузинот услуг магрибинцев-исмаилитов и дейлемитов-шиитов, вследствие чего
берберы захватили Египет и Сирию, а дейлемиты - Багдад и Западный Иран. В
Египте же кыпчаки-бахриты и кавказцы-бурджиты не смешивались, а династии их
султанов чередовались, хотя все они назывались мамлюками.

Неправильно считать "славянской рекой" Дон IX в. На верхнем Дону в это
время обитали "чики" - этнос отнюдь не славянский, позднее слившийся с
хопёрскими казакамиXVII в. выделявшие себя из числа русских. Поэтому обращение закавказских
христиан-санарийцев к "сахибу ассахалиба" в 853 г.

Страницы: «« « 506   507   508   509   510   511   512   513   514  515   516   517   518   519   520   521   522   523   524  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды