Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 513   514   515   516   517   518   519   520   521  522   523   524   525   526   527   528   529   530   531  » »»

для себя. Значит, мусульманские наемники рассматривались не как люди,
точнее - не как личности, а только как капиталовложение, которое должно
было принести прибыль. С точки зрения евразийских кочевников, славян,
византийцев, арабов и даже германцев, такое отношение было недопустимо даже
к боевым лошадям и охотничьим собакам. Тем не менее охотники заработать
находились, и иногда "хазарская" армия увеличивалась до 12 тыс. всадников.
Ясно, что средства на оплату воинов правительство Хазарии получало не с
рахдонитов, ехавших из Китая в Испанию и из Ирана в Великую Пермь. При
увеличении пошлин купцы сменили бы маршруты караванов. Следовательно,
расходы покрывались данью с "Эдома и исмаильтян", т.е. хазары оплачивали
свое закабаление сами. Именно потому, что транзитная торговля была смыслом
жизни для еврейской общины в Хазарии, а в соответствии с этим принципом
мусульманские купцы и сопровождавшие их географы встречали в Итиле
исключительно вежливое обращение, возникло одностороннее суждение,
сформулированное в юношеской работе В.В.Григорьева: "Необыкновенным
явлением в средние века был народ хазарский. Окруженный племенами дикими и
кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное
правление, обширную, цветущую торговлю и постоянное войско. Когда
величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у
друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась
правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру все стекались в нее
отовсюду. Как яркий метеор блистала она на мрачном горизонте Европы и
погасла, не оставив никаких следов своего существования"
В самом деле, город Итиль поражал путешественников своими размерами.
Расположенный на обоих берегах Ахтубы, Итиль раскинулся на 8-10 км вдоль
левого берега и на прекрасном зеленом острове в пойме, где помещался дворец
царя. Иудейское население города исчислялось в 4 тыс. мужей, а кроме того,
там были хазары, исповедовавшие иудаизм, очевидно дети от смешанных браков.
Прочие хазары были христианами, мусульманами или исповедовали веру
отцов
Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешевой баранины,
разнообразной рыбы, прекрасных арбузов, детей обоих полов, продаваемых в
рабство, корабли, спускающиеся по Волге, и караваны, подходящие к городу с
востока и запада,- все это производило сильное впечатление на очевидцев, а
их описания умиляли историков XIX в.

И тем не менее Истахри и Ибн-Хаукаль сообщают: "Хазары не производят ничего
и не вывозят ничего, кроме рыбьего клея"приносила мало дохода из-за поразительной дешевизны рыбы. Тяжелый труд
хазарских рыбаков оплачивался минимально.

Веротерпимость Хазарского каганата была вынужденной, ибо обеспечивала
доходы от транзитной торговли. Но как только кто-либо задевал интересы
зарубежных иудейских общин, хазарский царь (не каган) отвечал репрессиями.
В 922-923 гг. мусульмане разрушили синагогу в городе Дар-ал-Бабунаджэто хазарский царь разрушил минарет в Итиле и казнил ни в чем не повинных
муэдзинов, заявив: "Если бы я не боялся, что в странах ислама не останется
ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть"
Но мусульманские купцы покупали у него рабов - печенежских и славянских
юношей, платили ему пошлины, переплачивали за продукты на базаре и служили
посредниками при найме свирепых и хорошо обученных всадников и стрелков.
Мир с ними был доходнее войны, даже победоносной.

34. СКЕПСИС

Среди восторженных отзывов современников о хазарских порядках есть и
охлаждающие пыл восторга. Хазары в апреле выезжали на свои поля и бахчи, а
осенью привозили урожай в Итиль для уплаты налогов на содержание кагана, а
следовательно, и его приближенных. Для них же ловили в Волге красную рыбу
"вкуснее мяса жирного ягненка и мяса курицы". Перед начальниками хазары
были обязаны падать ниц, а самое печальное, что дети хазар-идолопоклонников
продавались на невольничьих базарах в странах ислама, причем ни иудеи, ни
христиане не продавали в рабство своих единоверцевнаселение Хазарии, лишенное даже той организации, которую дает
конфессиональная община, было полностью беззащитно перед грозными
сборщиками налогов, чужими по крови и религии.

Вот откуда добывались средства для оплаты хорезмийских и гурганских воинов,
державших в подчинении тех, кто их кормил. А жили они в гостеприимном Итиле
вместе с женами и детьми
Кроме мусульманской гвардии, номинально охранявшей кагана, царь-иудей имел
4 тыс. мужейловили и на полях, раскаленных летним солнцем, не работали.

Б.Н.Заходер считает, что "эксплуатируемое хазарское население находилось в
значительно более тяжелом положении, чем крестьянство на мусульманском
Востоке"произвол чиновников, а в Хазарии не было ни одного мятежа! И отнюдь не
потому, что хазары были так счастливы.

Хазар нельзя винить, так как их положение было не только тяжелым, но и
безнадежным. Любое восстание их против правительства, располагавшего
регулярной армией, было обречено. В протоках и зарослях дельты легко было
прятаться от чужих, но не от своих, знающих расположение деревень и рыбных
угодий. Потенциальные вожди хазар либо погибли в войне с Обадией, либо
бежали к венграм. Как памятник безжалостной расправы правительства с
собственными подданными стоят развалины хазарского замка на правом берегу
Дона у станицы Цимлянской. Этот замок, по мнению первооткрывателя, был
уничтожен за то, что его владелец принял участие в борьбе против иудаизации
Хазариипервой половине IX в. столь радикальны, что соотношение сил пришлого
правительства и побежденного народа стало очевидным для тех и других.

Эта ситуация укрылась от поверхностных взоров арабских путешественников тем
более легко, что дети от смешанных еврейско-хазарских браков и даже сами
евреи в Х в. стали называть себя хазарами. Потому-то арабские географы

Страницы: «« « 513   514   515   516   517   518   519   520   521  522   523   524   525   526   527   528   529   530   531  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды