Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 517   518   519   520   521   522   523   524   525  526   527   528   529   530   531   532   533   534   535  » »»

что хазары каждый год совершают походы в страну печенегов для поимки рабов
и продажи их и страны исламапобедили печенеговморя, где вынуждены были вступить в. смертельную войну с мадьярами.

Около 893 г. хазарское правительство заключило союз с мадьярами и греками
против печенегов и болгар. Хазарский царь послал морем в Византию войско
для войны с болгарами. Греко-хазарское войско было разбито болгарами,
которые с особой жестокостью обошлись с хазарскими пленниками - им перед
разменом отрезали носыфлот, который перевез венгров Арпада и Курсана на правый берег Дуная, т.е.
в Болгарию. Венгры разбили войска царя Симеона, дошли до Преславы, грабя и
убивая, набрали много пленниц и продали их в Византию. Симеон просил мира,
но затаил злобу, и в 897 г., когда мадьярские всадники были в походе,
печенеги и болгары напали на страну Леведию и вырезали оставшихся дома
венгерских мужчин, женщин, детей и стариков. Вернувшиеся из похода
мадьярские мужи решили покинуть окровавленную землю и ушли в Паннонию.
ставшую с 899 г. Венгрией. Там они сокрушили Моравское царство и набрали
себе в жены юных славянок. Так сложился новый венгерский этнос, вобравший в
себя остатки аваров. Весь Х век побежденная и разграбленная печенегами и
болгарами Венгрия шла от победы к победе, за исключением поражения на Лехе
в 955 г., после которого независимость Венгрии тем не менее сохранилась. Но
в победившей Болгарии положение было совсем иным.

Болгарский царь Симеон (893-927) умел одерживать блестящие победы, но не
выигрывать войны. Роман Лекапин поднял против болгарского царя сербов и
хорватов. Для славян Симеон был чужим - болгарским ханом, представителем
кочевого мира, и они выступили против него. Но для печенегов Симеон был
славянином, забывшим степной быт и культуру. Поскольку Византия наладила с
печенегами обменную торговлю через Херсонес, они стали ее союзниками... и
Болгария оказалась в изоляции.

Мадьяры на Тисе были врагами. Славянские племена тиверцев и уличей - в
низовьях Днестра и Дуная - не были союзниками Болгарии. Победы были куплены
слишком дорогой ценой: лучшие болгарские богатыри полегли в боях. А
придунайские славяне... ну, те, конечно, стали мечтать о лучшей жизни,
исправлении мира, тотальном уничтожении зла.

Пассионарные славяне инерционной фазы этногенеза хотели не грабить соседей,
а думать и проповедовать свои мысли. Мечта о переустройстве мира всегда
протест против действительности. В средние века основой такого протеста
были гностические учения. Так вот, еще в IV в. во многих монастырях Фракии
и Македонии жили и учили евхиты, или мессалиане. - гностики. Их учение в
сочетании с древнеславянским дуализмом породило богумильство - учение,
прошедшее длинную эволюцию и испытавшее воздействия павликианства и
манихейства. Богумильская трагедия началась в Х в.
Вот и различие между Венгрией и Болгарией. Венгрия Х в. - осколок Великой
степи в сердце Европы. Поэтому венгры держались как могли, справедливо
считая, что кругом их враги. А Болгария Х в. не монолит, а смесь разных
суперэтносов, находящихся в разных фазах этногенеза. Поэтому, когда внуки
завоевателей, сподвижников Аспаруха, полегли в победоносных боях под
знаменами Симеона, славяне, соблазнившись учением богумилов, сказали свое
слово - и это было началом катастрофы, о которой речь впереди.

Так Болгария включилась в мировой процесс борьбы этнических систем с
антисистемами и создала свое оригинальное мировоззрение, которое лишь
внешне похоже на известный нам учения Ближнего Востока.

Манихеи проповедовали учение об извечной борьбе Бога с Дьяволом, причем
Сатаной они называли злого демона, создавшего материальный мир. Этот тезис
влек за собой нигилистическое отношение не только к окружающему миру, но и
к себе, потомкам - всему, что люди искренне любили. Принять такое учение
смогли немногие. Поэтому в Болгарии имела успех самостоятельная религия -
богумильство, вариант дуализма, весьма отличающийся от манихейского
прототипа, укрепившегося в Македонии (община в Дроговичах).

Наперекор тезису об извечном противостоянии Света и Мрака богумилы учили,
что глава созданных Богом ангелов, Сатаниил, из гордости восстал и был
низвергнут в воды, ибо суши еще не было. Сатаниил создал сушу и людей, но
не мог одушевить, для чего обратился к Богу, обещая стать послушным. Бог
вдунул в людей душу, и тогда Сатаниил сделал Каина. Бог в ответ на это
отрыгнул Иисуса, бесплотный дух, для руководства ангелами, тоже
бесплотными. Иисус вошел в одно ухо Марии, вышел через другое и обрел образ
человека, оставаясь призрачным. Ангелы Сатаниила скрутили, отняли у него
суффикс "ил" - "единый", в котором таилась сила (разумеется, мистическая),
и загнали его в ад. Теперь он не Сатаниил, а Сатана. А Иисус вернулся в
чрево Отца, покинув материальный, созданный Сатаниилом мир. Вывод из
концепции был неожидан, но прост: "Бей византийцев!"

Не все болгары стали богумилами, но кое-кто стал, и этого было достаточно
для жутких последствий, из-за которых Болгария потеряла независимость в XI
в.

Третий каганат - Хазарский - описан достаточно подробно, и в этой связи
можно только упомянуть, что он был в IX в. наиболее активен и удачлив.
Хазарский каганат ловко использовал византийских императоров-иконоборцев,
руками которых в 834 г. была воздвигнута крепость Саркел на Дону. К 866 г.
относится первое латинское упоминание иудаизма в Хазарии. Это значит, что
цари перестали прятаться за широкую спину каганов. Последние же сохраняли
свой престол только потому, что их матери и бабушки были еврейки, а сами
каганы, приняв обрезание, находились в составе еврейской общины Итиля.
Абрис Хазарского каганата IX в. - этого величественного сооружения -
вырисовывается вполне четко.

Меньше известно о Русском каганате, следов коего нет. При нехватке сведений
принято искать их у авторов (главным образом географов) соседних народов.
Такие сведения есть, но тоже очень скудные. В 839 г. послы "кагана Руси"
были опознаны в Ингельгейме при дворе Людовика Благочестивого. Они попали
туда кружным путем из Константинополя, так как прямой путь был закрыт

Страницы: «« « 517   518   519   520   521   522   523   524   525  526   527   528   529   530   531   532   533   534   535  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды