Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 515   516   517   518   519   520   521   522   523  524   525   526   527   528   529   530   531   532   533  » »»

угнетенное меньшинство. Сравнительно с хазарами аланы, буртасы, савиры и
гузы были почти свободными племенами, хорезмийские наемники -
привилегированной прослойкой, а члены иудейской общины - господствующим
классом, хотя среди последних было немало бедняков.

И самое главное, для мусульман "своими" были арабы, для христиан - греки,
для иудеев - евреи всех больших городов- от Кантона до Гренады и от Багдада
до Лиона и Майнца, а у хазар - никого. За них никто не считал нужным
заступаться, и они чувствовали себя относительно спокойно только на буграх
и в тростниковых зарослях дельты.

Итиль был действительно роскошным городом. Хотя его дворцы были сделаны из
дерева, войлока и глины, но наполнены шелком и соболями, вином, бараниной и
осетриной, красивыми танцовщицами и услужливыми отроками. Но это все было
не для хазар, а для торгующих рахдонитов, отдыхавших на Волге после долгого
пути по пустыне, из Китая, или через горы, из Прованса. А то, что
бессильный и безвластный каган был дальним родственником ханов Ашина,
некогда женившихся на еврейских красавицах, это не имело никакого значения,
ибо государством правил "пех" или, точнее, малик. Он и его советники были
родовитыми иудеями, хозяевами многоэтничного государства и сочленами самых
выгодных торговых предприятий. Но он представлял не столько Хазарию,
сколько свой рассеянный по миру и баснословно разбогатевший суперэтнос.

"Двоевластие" в Хазарии было грандиозным обманом народа, которому раз в год
показывали законного хана, уже ставшего иудеем, для того чтобы остальное
время глава иудейской общины выжимал из хазар и окрестных народов средства
на наемников, которые должны были этих хазар подавлять. И хазары платили...
а выхода не было.

Хазарская трагедия описана нами, но не объяснена. Неясными остаются причины
того, что немногочисленная еврейская община, лишенная искренних друзей,
ненавидимая соседями, не поддержанная подданными, полтораста лет
господствовала в международной торговле и возглавляла добрую половину
разрозненных иудейских общин. Без искренних попутчиков и союзников такое
дело неосуществимо. Значит, у иудейской Хазарии такие союзники были.

"Враги наших врагов - наши друзья", - гласит старинная пословица. Даже если
они нас не любят и ничего

от нас не получают, они, борясь со своими, а тем самым нашими врагами,
помогают нам. В IX-XI вв. непримиримыми по отношению к христианству, исламу
и хинаяническому буддизму были сторонники учения пророка и философа Мани,
создателя наиболее последовательной концепции антисистемы. Однако иудеи
сами были противниками любого антисистемного учения. Они любили в этом мире
себя, свои дела и свое потомство. Ради торжества своего этноса они
применяли тайну, оружие, заимствованное у их злейших врагов - эллинских
гностиков, и ложь, но только по отношению к гоям и акумам. То, что
манихейство разъедает любую позитивную этническую систему, иудеи знали.
Поэтому они предпочитали видеть манихеев у своих соседей, но ни в коем
случае не допускать их к себе. И поскольку рахдониты, как метастазы,
проникали во все цивилизованные страны, им это удавалось, хотя и не всегда.
Поэтому окинем хотя бы беглым взглядом мир, окружавший несчастную Хазарию.

     ПРИМЕЧАНИЯ

1 А. Кестлер приводит свидетельство караимского автора XI в. Яфета ибн-Али,
который называет хазар иудейской веры бастардами (мамцер), показывая тем
самым, каким путем эта вера распространялась в Хазарин (Koestler А. Ор.
cit. Р. 80). При наличии естественного хода метисации нет нужды искать
мотивы политического характера. Бастарды возникают не по инструкциям
правительства.

2 Берлин И. Указ.соч.С.84.

3 См.: Артамонов М.И. История хазар.С.280.

4 Цит. по: Артамонов М.И. Указ. соч. С. 324, так как здесь приведен
сравнительный анализ смысловых оттенков трех параллельных переводов.

5 См.: Артамонов М.И. Указ. соч. С. 341.

6 См.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани // Русская литература. 1974.
№3. С. 166.

7 См.: Артамонов М.И.Указ.соч.328.

8 См. там же. С. 329.

9 См.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани. С.168.

10 См.: Брайчевський М.Ю. Похождения Pyci. С. 172 (приведена сноска на
Длугоша).

11 Масуди; цит. по: Минорский В.ф. История Ширвана и Дербента Х-XI веков.
М., 1963. С. 194.

12 Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 213.

13 Там же. С. 216; харадж - государственный налог.

14 См.: Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на
Волгу в 921-922 гг.: Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. С. 147.

15 Григорьев В.В. О двойственности верховной власти у хазаров//Россия и
Азия. СПб., 1876. С. 66.

16 См.: 3аходер Б.Н. Каспийский свод...С.140-143.

17 Там же. С. 141.


Страницы: «« « 515   516   517   518   519   520   521   522   523  524   525   526   527   528   529   530   531   532   533  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды