Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 494   495   496   497   498   499   500   501   502  503   504   505   506   507   508   509   510   511   512  » »»

осталось. Хотя Нил еще откладывал ил на поля египтян, но кроме феллахов да
кучки жрецов от древнего величия уцелели только могилы. Кроме персов,
согдийцев, бактрийцев и народов Малой Азии некоторую самобытность сохранили
евреи в Палестине и дейлемиты в Эльбурсе да, пожалуй, разбойники Киликии и
парфяне.

Но после македонского завоевания все перемешалось и возникла цивилизация,
именуемая "эллинизм". Характеризовать эту эпоху нет необходимости, ибо это
уже неоднократно делалось. Нам достаточно уяснить ее значение для
этногенеза. Под державной властью Селевкидов и Птолемеев были не
этносы-целостности, обладающие оригинальными структурами и своеобразным
стереотипом поведения, а территории: красивые города, где люди говорили
по-гречески, и окружающие их виллы, где по-гречески понимали. Те и другие
подчинялись властям, ибо это давало им покой. Однако они не испытывали к
своим правителям никаких чувств. Македоняне были для населения чужими и
малоприятными людьми. Внутренние же связи были разрушены появлением общего
рынка и общедоступной эллинской цивилизации. Этносы рассасывались в ней.
Исключение составляли только евреи, вернувшие себе независимость под
руководством Маккавеев. Но сейчас речь не о них. В 1 в. до н.э. Рим
подчинил своей власти Сирию и Египет. Сопротивления не было, и ничего не
изменилось, за исключением того, что македонских чиновников сменили
италийские. Налоговый гнет немного возрос, но зато римские порядки
обеспечили подъем хозяйства, и одно компенсировало другое. Города росли и
переполнялись субпассионариями, существовавшими в этом благодатном регионе
за счет излишков сельского хозяйства, ибо природа, не насилуемая техникой,
может прокормить не только трудящихся, но и дармоедов. Но когда прошел
пассионарный толчок, начался новый процесс этногенеза.

В восточных провинциях Римской империи появились разнообразные
богоискатели. Перечисление идей, выдвинутых в то время, увело бы нас в
сторону от темы. Достаточно того, что победила и всюду распространилась
христианская община, втянувшая в себя подавляющее большинство появившихся
пассионариев. Люди слабо пассионарные в христианских общинах были не нужны.
О таких было сказано: "Знаю твои дела. Ты не холоден и не горяч: о, если бы
ты был холоден или горяч; но как ты тепл, то изблюю тебя из уст моих"
(Апокалипсис III, 15-16). На этом принципе создавались первые консорции
пассионариев нового типа. К середине II в. они слились в особый субэтнос,
или "этнос по Христу".

Главным врагом новой популяции были не римские власти, которые путали
христиан с евреями, а городская субпассионарная чернь, боровшаяся с
пассионарным и духовным подъемом путем писания доносов, столь
многочисленных, что Траян специальным эдиктом запретил их рассмотрение. В
это время христиан преследовали по закону о запрещении любых общественных
организаций, например, союза сапожников или общества по тушению пожаров, а
не за исповедание веры в распятого Бога.

В этой фазе этнос вел себя как дитя в утробе матери. Являясь по сути дела
новой персоной, он сам этого не сознавал. Первые апостолы считали себя
галилеянами. Они ощущали свое различие с соплеменниками, но приписывали это
нисхождению на них святого духа. Однако одного такого факта было
достаточно, чтобы евреи перестали видеть в них членов своего этноса и уже в
35 г. побили камнями архидиакона христианской общины - Стефана. С этого
времени вражда иудеев и христиан неуклонно обострялась.

Деятельность апостола Павла привлекла в христианскую общину - консорцию -
большое количество людей разных этносов. Первое поколение христиан, ощущая
свою общность, помнило о своем происхождении. Так, центурион Корнилий знал,
что он римлянин, а Дионисий Ареопагит считал себя эллином. Но общность
судьбы объединяла членов христианских консорции, особенно во время гонений.
Особенно сильно повлияли на консолидацию христиан зверские убийства их
иудейскими повстанцами Бар-Кохбы (Сына Звезды) в 135 г. После этого
оборвались традиционные связи между новой этнической целостностью и старой,
но реформированной путем дополнения древнего предания. Уцелевшие после
римских репрессий иудеи приняли в 219 г. толкование преданий, состав ленное
в Тивериаде раввином Иудою, - "Мишна", ставшее основой Талмуда. Отсюда
пошло учение раввинизма, враждебное христианству. А вавилонские общины,
составленные из разных этнических субстратов, чутко воспринимали эллинскую
и персидскую философию. В их среде появились гностические учения, в том
числе Каббала. Так окончательно разошлись галилейское учение Христа и
диаспорный иудаизм, породившие два суперэтноса с разными доминантами и
разными судьбами.

В отличие от иудеев язычники не оказывали ранним христианам никакого
идейного сопротивления. Вера в древних богов - покровителей племени была
подорвана развитием философии, которая оторвала от культа наиболее
интеллектуальную часть эллинов и римлян. В эпоху Принципата религия Юпитера
превратилась в уважаемую традицию, выражение лояльности правительству, а
тем самым потеряла элемент мистической связи божества и человека.
Смертельный удар античной религии нанесли сами императоры, требовавшие
божественного поклонения своим статуям в храмах. Ведь никто не мог искренне
поверить, что пьяница Вителлий, развратник Отон, сумасшедший Гай Цезарь
Калигула и им подобные - боги. А поскольку им надо было приносить в жертвы
наравне с Юпитером, Юноной, Марсом, Венерой, то и тех перестали
воспринимать серьезно. Большая часть образованного общества стала
индифферентно-атеистической, а низы ограничили свою духовную жизнь
суевериями.

Гонения на христиан первые 150 лет проводились либо по доносам иудеев, либо
по закону Траяна о запрещении любых обществ. К христианам Траян относился
без всякого интереса и даже запретил принимать на них доносы, а казнить их
повелел только по личному заявлению о принадлежности к христианской общине.
Поэтому христианство распространялось по всей империи, втягивая в себя
алчущих и жаждущих правды, т.е. пассионариев. А так как пассионарии
группировались в регионе пассионарного толчка: в Сирии, Малой Азии и
Палестине, то именно римский Восток стал плодородной почвой для семян
христианской веры.

19. ИСПОВЕДАНИЕ - СИМВОЛ ЭТНОГЕНЕЗА


Страницы: «« « 494   495   496   497   498   499   500   501   502  503   504   505   506   507   508   509   510   511   512  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды