Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 493   494   495   496   497   498   499   500   501  502   503   504   505   506   507   508   509   510   511  » »»

7 См.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. С.207-209.

8 См.: Гуревич Л.Я.Указ.соч.С.166-167.

9 См. там же. С. 166-169.

10 См. там же. С. 141-145.

11 См.: Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 28.

12 Там же. С. 26.

13 См.:Магидович И.П., Магидович В.И. История открытия и исследования
Европы. М., 1970. С. 1 13.

14 Методы химической стимуляции применялись даже в Средней Азии; басмачи
перед атакой натирали ноздри коней опиумом, а сами накуривались анашой,
притупляющей чувство страха.

15 Никакой услуги без благодарности (лат. ).

16 Архив Маркса и Энгельса. Т. V. М., 1938. Хронологические выписки.

17 Не следует путать современное значение термина "нация" со средневековым,
так как термины часто переосмысливаются. Но это проблема филологическая,
которой мы не будем уделять время и место.

18 Вебер Г. Всеобщаяистория.Т.V.М.,1893.С.606.

19 См.:Чичеров И. С. Византийские исторические сочинения: "Хронография"
Феофана, "Бревиарий" Никифора. М., 1980. С. 142.

20 См.:Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. Т.1.М., 1909. С.12-24.

21 См.там же.С.144-145.

22 См.:Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.


IV. Блуждающий суперэтнос

18. СКВОЗЬ ГРАНИ ВЕКОВ

В первом тысячелетии новой эры был еще один суперэтнос, без территории, без
централизованной власти, без войска... но он был. Евреи, рассеянные от
Германии до Ирана, жили, не теряя своего внутреннего единства, несмотря на
внешнее разнообразие. Среди них были носители разных культурных традиций,
разных идеалов, разных стереотипов поведения. Восточные евреи не были
похожи на византийских или немецких, но ведь мы и называем их не этносом, а
суперэтносом. И в IX в. настало время им сказать свое слово. А так как это
"слово" было произнесено в Хазарии и весьма значительно отразилось на
судьбе хазар, то придется проследить, как и почему это могло произойти. А
для этого нам придется углубиться в древность и проследить судьбу восточной
ветви иудейской общины и ее связи с Ираном.

Этническая история евреев была извилиста и многообразна, но трансформации,
возникавшие вследствие пассионарных толчков, видоизменяли их не менее, чем
все прочие этносы. При этом менялись даже облик культуры и догмы религии,
феномены куда более устойчивые, чем этнические стереотипы, но сохранялся
этноним, что и вводило в заблуждение и невежественных людей, и даже ученых.

Легендарные сведения первых книг Библиисвязях предков евреев с Шумером, а потом с Египтом, но к нашей теме это не
имеет отношения. Исторически зафиксированные племена хабиру в XIV в. до
н.э. начали завоевание, крайне жестокое, беззащитного и миролюбивого
Ханаана, но натолкнулись на сопротивление филистимлян, одного из "народов
моря", по-видимому древних ахейцев или хеттов. Война с хананеями и
филистимлянами затянулась до Х в. до н.э. (акматическая фаза этногенеза).

Лишь царь Давид (1004-965) достиг решительных успехов и взял Иерусалим, где
его сын Соломон соорудил храм. Но после смерти Соломона его царство
распалось на два (надлом), а в 586 г. до н.э. Иерусалим был взят
вавилонским царем Навуходоносором, который вывел пленных в Вавилон. Так
началось знаменитое рассеяние (диаспора) - инерционная фаза этногенеза.

В Вавилоне евреи прижились, и когда в 539 г. до н.э. Кир позволил им
вернуться на родину, этим позволением воспользовались немногие. Вавилонская
колония евреев оказалась богаче и многолюднее палестинской.

Из Вавилона евреи распространились по всей Месопотамии и Сузианевошли в тесный контакт с персами. Есть даже предположение, что знаменитая
антидэвовская надпись Ксеркса, запретившего почитание племенных богов -
дэвов, нашла отражение в Библии, в книге "Эсфирь", содержащей описание
того, как мудрый Мардохей благодаря очарованию своей племянницы Эсфири,
пленившей царя, сумел организовать погром македоняневреев, боровшихся за влияние на персидского царя царей
Однако успех Мардохея оказался эфемерным. Персы охладели к евреям, и те
радостно приветствовали Александра Македонского, пользуясь тем, что ни
царь, ни его эллинские друзья никогда не сталкивались с евреями. Когда же
греки и евреи оказались в пределах единой Селевкидской державы, между ними
возникла кровопролитная война, закончившаяся победой евреев, основавших в
Палестине царство с династией Хасмонеев. Постепенно палестинские евреи и
евреи диаспоры стали обособляться друг от друга, "образуя как бы две
нации"
До похода Александра Македонского этносы Эллады и Передней Азии жили
раздельно. Культуры Египта и Вавилона спокойно увядали под эгидой
персидского царя. Хотя Вавилон еще стоял, но вавилонян в нем почти не

Страницы: «« « 493   494   495   496   497   498   499   500   501  502   503   504   505   506   507   508   509   510   511  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды