Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 484   485   486   487   488   489   490   491   492  493   494   495   496   497   498   499   500   501   502  » »»

при полном равнодушии населения Багдада. Династия Аббасидов была надежно
скомпрометирована.

Но еще более вредным последствием для ислама было распространение тезиса
"батин" (внутренний смысл), допускавшего любой произвол в толковании
Корана. Как только это учение попало в руки деловых интриганов, они создали
систему исмаилизма, или карматства, основанную на тайной мудрости для
посвященных и безусловном повиновении для профанов; а где тайна - там
дьявол. И тут кровь потекла еще обильнее.

11. ПОБОРНИКИ ИСКАЖЕННОГО СВЕТА

В середине VIII в. партия сторонников Алидов распалась на умеренных и
крайних, последних назвали исмаилитами, или карматами. Карматы унаследовали
старинную арабскую пассионарность, сменив религиозную доминанту, т.е.
фактически отойдя от догматов ислама. По сути дела их община в Бахрейне
превратилась в субэтнос, создавший в 899 г. самостоятельное государство с
центром в Лахсе. Война карматов с мусульманами была беспощадной, и вот
почему.

Мусульманское право, шариат, позволяло христианам и евреям за
дополнительный налог, харадж, спокойно исповедовать свои религии.
Идолопоклонники подлежали обращению в ислам, что тоже было сносно. Но
"зиндикам", представителям нигилистических учений, грозила мучительная
смерть. Против них была учреждена целая инквизиция, глава которой носил
титул "палач зиндиков"мысль была погребена в подполье и вышла из него преображенной до
неузнаваемости во второй половине IX в. И даже основатель новой концепции
известен. Звали его Абдула ибн-Маймун, родом из Мидии, по профессии глазной
врач, умер в 874 (875) г. Его последователь Убейдулла захватил власть в
Африке, как потомок Али. Он использовал право на ложь, даваемое высокой
степенью посвящения.
Догматику и принципы нового учения можно лишь описать, но не
сформулировать, так как основным его принципом была ложь. "Сторонники новой
доктрины даже называли себя в разных местах по-разному: исмаилиты, карматы,
батиниты, равендиты, буркаиты, джаннибиты, саидиты. мухаммирэ, му-банзе,
талими... Цель же их была одна - во что бы то ни стало разрушить
ислам"?уст противника, если бы фактическая история хода событий не подтверждала
ее. Видимая сторона учения была проста: безобразия этого мира исправит
махди, т.е. спаситель человечества и восстановитель справедливости. Эта
проповедь всегда находит отклик в массах, особенно в тяжелые времена. А IX
век был очень жестоким. Мятежи эмиров, восстания племен на окраинах и
рабов-зинджей в сердце страны, бесчинства и произвол администрации,
поражения в войнах с Византией и растущий фанатизм мулл - все это ложилось
на плечи крестьян и городской бедноты, в том числе и образованных, но нищих
персов и сирийцев. Горючего скопилось много, достаточно было поднести к
нему факел.

Свободная пропаганда любых неканонических идей была в халифате
неосуществима. Поэтому эмиссары доктрины, да'и (глашатаи), выдавали себя за
набожных шиитов. Они толковали тексты Корана, попутно вызывая в
собеседниках сомнения и намекая, что им что-то известно, но вот-де истинный
закон забыт, отчего все бедствия и происходят, а вот если его восстановить,
то... Но тут проповедник, как бы спохватившись, замолкал, чем, конечно,
разжигал любопытство. Собеседник, крайне заинтересованный, просил
продолжать, но проповедник, опять-таки ссылаясь на Коран, брал с него
клятву соблюдения молчания, а затем, испытывая добрую волю прозелита, а
также его способность к послушанию, сумму денег, сообразно средствам
обращаемого, на общее дело. Затем шло приобщение новообращенного к учению
об "истинных имамах", потомках Али, и семи пророкахУсвоив это, прозелит перестает быть мусульманином, и так как утверждение,
что последним и наивысшим пророком является махди, противоречит коренному
догмату ислама. Затем идут четыре степени познания для массы и еще пять для
избранных. Коран, обрядность, философия ислама - все принимается, но в
аллегорическом смысле, позволяющем перетолковывать их как угодно. Наконец,
посвященному объясняется, что и пришествие махди только аллегория познания
и распространения истины. Все же пророки всех религий были люди
заблуждавшиеся, и их законы для посвященного не обязательны. Бога на небе
нет, а есть только второй мир, где все обратно нашему миру. Свят лишь имам,
как вместилище духа, истинный владыка исмаилитов. Ему надо подчиниться и
платить золотом, которое можно легко добыть у иноверца путем грабежа и
торговли захваченными в плен соседями, не вступившими в тайную общину. Все
мусульмане - враги, против которых дозволены ложь, предательство, убийства,
насилие. И вступившему на "путь", даже в первую степень, возврата нет,
кроме как в смерть. Цель же этой ужасной жизни была ясна: для личности -
достижение ангелоподобия, а для общины - путь, указанный "имамом
времени"мир. Эта "раковая опухоль" разъела тело халифата.

12. СМЕЩЕНИЕ

А теперь прервем изложение хода событий и попытаемся найти в нем
географический смысл. Психология этноса выражает себя в стихийно
сложившейся доминанте - системе далеких прогнозов - и в стереотипе
поведения. Но когда на органический настрой действует другой, достаточно
мощный, то неизбежна деформация и доминанты и стереотипа. Тогда появляется
вместо органического мировоззрения эклектическое и, как правило, с обратным
знаком, т.е. антисистема. Здесь применим третий биогеохимический принцип
В.И.Вернадского, согласно которому "мысль не является формой энергии, а
производит действия, как будто ей отвечающие"мутазилитов сыграло роль руля, повернувшего пассионарные импульсы своих
последователей на 180°. Произошла частичная аннигиляция, после чего
уцелевшие арабы превратились в реликт, а арабоязычная культура
распространилась по Средиземноморью независимо от арабского этногенеза. С Х
в. действующей фигурой истории стал многоэтничный мусульманский суперэтнос,
в котором на первое место вышла дейлемская династия Бундов, на второе -
антисистема Фатимидов и разбойничья республика карматов Бахрейна, на третье
- бедуинские эмираты Сирии: Хамданиды, Укейлиды и др., и только на

Страницы: «« « 484   485   486   487   488   489   490   491   492  493   494   495   496   497   498   499   500   501   502  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды