Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Хайек Фридрих Август - Судьбы либерализма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 90
Размер файла: 638 Кб
Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90  »

следовало бы отказаться от законодательства и полагаться исключительно на
право, вырабатываемое судьями и юристами, как, собственно, и развивалось право
в древнем Риме и обычное право в Англии -- искажает его главный тезис. Хотя
ряд изолированных высказываний и тяготеет к такой интерпретации, Бруно Леони
отчетливо ее отверг. Как мне представляется, он пытался высказать чрезвычайно
важную мысль, что право, возникающее в ходе судебных разбирательств и в
результате деятельности юристов, с неизбежностью обладает некоторыми
свойствами, которые могут быть необходимы продукту законодательной работы, но
которые там не всегда наличествуют -- при всей их существенности для
сохранения индивидуальной свободы. В явном виде он выделил только некоторые из
свойств, со природных праву, порождаемому судами, которые должны быть
принадлежностью всех законов в обществе свободных людей. Он убедительно
доказывает, и убедил в этом меня, что хотя кодификация права была предпринята
ради большей определенности законов, она в лучшем случае увеличила
определенность законов в краткосрочной перспективе (а я теперь не уверен, что
и этого удалось добиться), но при этом привычка изменять закон с помощью
механизмов законодательства явным образом уменьшила определенность законов в
долгосрочной перспективе. Далее он показал, что характеристикой правил
справедливого поведения, возникавших в ходе спонтанного процесса созидания
права, было то, что эти правила были в сущности негативны, они очерчивали
защищенное пространство каждого индивидуума и благодаря этому являлись
эффективной гарантией индивидуальной свободы. Как и многие другие глубокие
мыслители, он видел задачу права не столько в утверждении справедливости,
сколько в предотвращении несправедливости. Он считал, что золотое правило
этики -- "не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе" --
наличествующее и в конфуцианстве и в христианстве -- должно бы служить
негативным тестом для оценки справедливости правил поведения, и
последовательное применение этого правила смогло бы приблизить нас к
справедливости. Возможно, что богатство этой книги вполне откроется только
тем, кто уже работает в близком направлении. Бруно Леони последним стал бы
отрицать, что он просто указал путь, и что впереди еще много трудов, прежде
чем семена новых идей зацветут. Внезапное окончание этой богатой жизни тем
трагичнее, что мы видим, сколь многим он еще мог бы одарить нас.
 Я счел своей главной задачей сегодня рассказать о Бруно Леони, как об ученом,
не только потому, что я лучше всего знал его именно с этой стороны, но и
потому, что раз его работа осталась незавершенной, есть опасность, что она не
будет воспринята должным образом. Но для тех, кто был близок к нему, это
покажется лишь малой частью Бруно Леони -- человека. Даже для тех, кто знал
его главным образом по профессиональным контактам, этот мир без него обеднеет.
Я могу представить, что эта потеря должна значить для его учеников, которым он
уделял столь много своей преданности и энергии. Но наше глубочайшее сочувствие
должно быть отдано тем, для кого он был центром жизни, для кого он создал не
только красивый и гармоничный дом, но и отдал всю доброту своего благородного
сердца, и где он оставил невосполнимую пустоту. Мы знаем, что он был много
больше, чем ученый; но мы надеемся, что дань нашего сожаления о Бруно Леони
как об ученом, хотя бы отчасти утешит тех, кого он здесь оставил.
Леонард Рид
 [Опубликовано в What's Past is Prologue: A Commemorative Evening to the
Foundation for Economic Education on the Occasion of Leonard Read's Seventieth
Birthday (Irvington-on-Hudson, N.Y.: The Foundation for Economic Education,
1968), pp. 37--43. Это эссе основано на речи, произнесенной 4 октября 1968
года в отеле Уолдорф Астория в Нью-Йорке. После смерти Рида в 1983 году FEE
опубликовала сборник In Memoriam, Leonard E. Read, 1898--1893. -- амер. изд.]
 Институт, созданный Леонардом Ридом, позволяющий ему оказывать столь широкое
влияние, носит скромное и прозаическое имя -- Фонд экономического образования
[The Foundation for Economic Education, Irvington-on-Hudson, New York. FEE
продолжает образовательную работу и публикует ежемесячный журнал The Freeman
-- амер. изд.]. Я уверен, что, при его безошибочном чутье на такого рода вещи,
он выбрал имя, наиболее способствующее процветанию. При этом я намерен
утверждать, что это имя обрисовывает цели организации -- и работы Леонарда
Рида -- слишком узко, что он ставил перед собой гораздо более высокие цели.
Мне представляется, что при такого рода оказии нам следует попытаться с
большей полнотой произнести -- что же собой представляет то, о чем он, и,
полагаю, все собравшиеся здесь сегодня вечером, так заботятся. Мне не
справиться с этой задачей в немногих словах, но я постараюсь занять меньше
времени, чем мне отведено. Впрочем, я попытаюсь выразить основную идею в
восьми словах. Сначала я кратко сформулирую идею, а затем прокомментирую ее по
частям. Я убежден, что Фонд экономического образования и Леонард Рид как его
глава, также как все его соратники и друзья привержены не более и не менее,
как защите нашей цивилизации от ошибок интеллекта (The defence of our
civilisation against intellectual error).
 Это не просто высокопарная фраза, которую нередко заготавливают для такого
рода событий. Я сказал то, что буквально имел в виду, и считаю это лучшим
выражением нашей общей задачи. Я тщательно выбрал каждое из этих слов и теперь
попытаюсь объяснить, что я имел в виду. Во-первых, я хотел подчеркнуть, что
существующие политические тенденции угрожают не просто экономическому
процветанию, не только лишь нашему комфорту или темпам экономического роста.
Под угрозой нечто гораздо большее. Вот почему здесь сказано "наша
цивилизация". Современный человек гордится тем, что он построил эту
цивилизацию, как если бы он при этом осуществил некий заранее задуманный план.
Фактом, конечно, является то, что если бы когда-либо в прошлом человек на базе
существовавших тогда знаний создал план будущего и затем осуществил его, мы не
были бы там, где сейчас находимся. Мы были бы не только гораздо более бедными,
мы не только были бы менее разумными, но мы также были бы менее любезными и
менее нравственными: на деле, нам пришлось бы и сейчас жестоко воевать друг с
другом просто ради сохранения собственной жизни. Не только ростом наших
знаний, но и совершенствованием наших нравов -- а я полагаю, что они таки
усовершенствовались, и в особенности возросла забота о наших ближних -- мы
обязаны не тому, что кто-то запланировал такое развитие, но тому, что в
преимущественно свободном обществе возобладали определенные тенденции просто
потому, что они вели к мирному, упорядоченному и прогрессирующему обществу.
 Этот процесс роста, которому мы обязаны возникновением того, что мы больше
всего ценим, включая рост наших собственных ценностей, сегодня нередко
изображается как нечто недостойное разумных существ, поскольку он не
направлялся отчетливым проектом, учитывающим цели людей. Но наша цивилизация
является, преимущественно, непредвиденным и ненамеренным результатом нашей
приверженности определенным моральным и правовым нормам, которые никогда и
никем не были для этого "изобретены", но возникли потому, что общества,
которые шаг за шагом развивали эти нормы, на каждом шагу оказывались сильнее
других групп, где действовали иные правила, менее способствующие росту

Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Хайек Фридрих Август, Судьбы либерализма