Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 59
Размер файла: 436 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»

казачества.  Государственные  интересы  России  и  интересы   малороссийских
гетманов, сама логика  исторического  процесса  делали  проблематичным  даже
относительную независимость  Запорожской  Сечи.  Запорожцам  были  запрещены
какие-либо контакты с Речью Посполитой и Крымским  ханством,  на  их  землях
Москва строила  военные  крепости.  Словом,  Запорожье  рассматривалось  как
форпост в военном противоборстве с  Турцией.  Памятуя  прошлые  вольности  и
воинскую славу, сечевики всегда с  подозрением  и  неприятием  относились  к
гетманам и их окружению. Их раздражало то, что украинская казацкая  старшина
получала от московских царей земли, на  которых  проживали  простые  казаки,
ставшие в глазах старшины хлопами.
   Особую  ярость  вызвало   у   запорожцев   разорение   князем   Голицыным
Самаро-Михайловского Запорожского монастыря, в  котором  доживали  свой  век
монахи - старые  запорожцы.  Монахи  были  недовольны  строительством  возле
монастыря военной крепости с назначенным московским воеводой. Князь Голицын,
возвращаясь после второго неудачного похода из  Крыма,  буквально  разгромил
монастырь, не  пощадив  престарелых  монахов.  После  этого  позорного  дела
запорожцы стали  в  открытую  оппозицию  гетману  Мазепе,  которого  считали
главным пособником Москвы и даже начали переговоры с Крымским ханом. В  1692
году на Запорожье появился войсковой канцелярист  Петро  Иваненко  (Петрик),
который стал генеральным писарем и возглавил оппозиционное  движение  против
гетмана  Мазепы.  Однако,  его  намерения  не  были  поддержаны   украинским
казачеством и трехлетние попытки поднять украинских казаков  на  выступление
против гетмана успехом не увенчались.
   1708 год стал  для  Запорожского  коша  годом  возрождения  политического
признания со стороны гетмана Мазепы,  который,  приняв  решение  подчиниться
шведскому королю, обратился  к  запорожцам  за  помощью.  Вначале  запорожцы
сомневались в намерениях гетмана и выпытывали,  что  им  ожидать  от  нового
союза. Политические  настроения  на  Запорожье  были  всегда  переменчивы  и
зависели от силы той или  иной  партии.  Старики  настаивали  на  сохранении
верности царю и даже послали Мазепе извещение об этом. Но кошевым атаманом в
тот период был Кость Гордиенко,  ярый  враг  московских  властей.  Запорожцы
собрались на раде и выслушали универсал Мазепы, в котором он особенно упирал
на то, что сам слышал, как царь говорил: "Надобно искоренить  этих  воров  и
злодеев запорожцев". Рада приняли сторону Мазепы, после чего кошевой  атаман
Кость Гордиенко с товарищами выехал в Диканьку, где и  встретился  с  бывшим
гетманом. Объяснившись теперь с глазу на глаз, сечевики  на  следующий  день
были представлены королю  Карлу,  перед  которым  Гордиенко  произнес  речь.
Запорожцы провели в гостях несколько дней, вместе с украинскими  казаками  и
присягали друг другу в верности. Одновременно  казаки  и  Карл  составили  и
утвердили договор, по которому Карл обязывался не заключать мир с царем  без
условия изъятия Украины и Запорожья из состава России.
   В апреле 1709 года запорожцы, на помощь  которым  пришли  шведы,  разбили
войско генерала Рена. Тогда  фельдмаршал  Шереметьев  направил  в  Запорожье
полковника Яковлева, который вместе с перешедшим на сторону царя полковником
Галаганом, разрушил Сечь. Причем раздражение и гнев  нападавших  были  столь
велики, что они не только убили всех  до  единого  казаков,  находившихся  в
Сечи, но даже разрывали казацкие могилы и отрубали мертвым головы.
   Теперь, после такого отступления, которое было необходимо для  объяснения
участия запорожских  казаков  в  предприятии  Мазепы,  перейдем  к  описанию
событиям, последовавших после измены гетмана.
   Полтавская  битва.  В  начале  июня  1709  года  противоборствующие  силы
встретились возле Полтавы, обложенной шведами. В это время в  самой  Полтаве
находился русский гарнизон. Карл безуспешно  пытался  овладеть  городом.  Но
шведская армия, особенно после страшной зимы,  представляла  собой  довольно
жалкое зрелище. Петр же привел  свежие  силы.  Карл  пытался  уклониться  от
сражения, но этого уже нельзя было сделать: он был со  всех  сторон  окружен
русскими войсками,  украинскими  полками  гетмана  Скоропадского,  польскими
войсками - противниками короля Станислава и даже калмыками  с  волохами.  27
июня началась полтавская битва. Самоуверенный Карл  не  сомневался  в  своем
успехе. Днем раньше раненный в ногу, король уверенно заявил своим генералам:
"Завтра мы будем обедать в шатрах у московского царя, нет нужды заботиться о
продовольствии солдат, в московском обозе всего много приготовлено для нас".
Начало битвы было за шведами, но  через  короткое  время  благодаря  усилиям
русских генералов и разногласиям в стане противника, ход битвы изменился,  и
к полудню дело было решено. Шведская армия была разгромлена, Карл, Мазепа  и
оставшиеся в живых, в том числе и  запорожцы  (которые,  кстати,  участия  в
битве фактически не принимали) бежали. Сломленный Мазепа  из  последних  сил
убеждал Карла бежать как можно скорее, страшней смерти виделся  ему  плен  и
сама возможность встречи с тем, кто ему доверял в течение 20 лет.
   Петр  на  радостях  начал  праздновать  победу,   забыв   о   противнике.
Снаряженная позже погоня за Карлом и Мазепой  длилась  почти  месяц.  Только
чудом, благодаря знаниям запорожцев местности  и  способов  переправы  через
реки, беглецам удалось уйти. Но старый гетман уже не мог вынести тяжелейшего
напряжения последних месяцев и умер 2 августа 1709. Он был похоронен в Яссах
в присутствии казаков и  шведского  короля.  Оставшаяся  с  ним  старшина  с
помощью Карла XII избрала  гетманом  Филиппа  Орлика,  который  стал  первым
украинским гетманом в изгнании.
 
   Отношение православной церкви к Мазепе.
   Православная церковь с первых же дней измены заняла позицию громогласного
осуждения Мазепы. Немаловажен тот  факт,  что  высшим  должностным  лицом  в
церковной иерархии России того времени был Стефан  Яворский  -  украинец  по
происхождению. История этого церковного  деятеля  такова.  В  юные  годы  он
учился в польской иезуитской школе, стал католиком, но после,  вернувшись  в
Украину, принял православие. До переезда в Россию он был настоятелем  одного
из киевских  монастырей,  но,  благодаря  яркой  речи  на  похоронах  одного
знатного боярина, был замечен царем  и  сделал  головокружительную  карьеру,
став рязанским митрополитом. В московских кругах его считали выскочкой и  не
принимали за своего, но именно в таком человеке и нуждался  царь-реформатор.
В октябре 1700  года  умер  патриарх  Адриан.  Через  два  месяца  Петр,  не
уничтожая патриаршества (это он сделал позже),  назначил  Стефана  Яворского
"экзархом, администратором и наместником патриаршего престола".
   12 ноября 1709 года, после избрания и утверждения  гетмана  Скоропадского
одновременно в Троицкой церкви в Глухове и  в  московском  Успенском  соборе
духовными властями была провозглашена "анафема и  вечное  проклятие  вору  и
изменнику Мазепе". В Глухов приехали киевский митрополит Иосаф Кроковский  и
переяславский  епископ  Захария   Корнилович.   В   Москве   местоблюститель
патриаршего престола  Стефан  Яворский  вначале  проповеди  отметил  прежние
заслуги Мазепы, но закончил  следующими  словами:  "Нам,  собранным  во  имя
Господа Бога Иисуса Христа и святых апостолов, дано от самого Бога вязати  и

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Сергей, Россия-Украина. Дороги истории