Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 115   116   117   118   119   120   121   122   123  124   125  »

воинственные ассирийцы, которые  еще, правда,  пользуются духовными  плодами
предшествующей  эпохи,  но  превращают  их  в  чисто  материальное  средство
усиления  своей военной  мощи. Продолжая  сравнение,  следует  сказать,  что
столица  Мексики была обезглавлена в расцвете  своего могущества  испанцами,
так же как столица ассирийцев, великолепная Ниневия, - мидийцами.
     Но  оба  эти  примера  не  сходятся в  одном. Речь  идет  о  том  почти
необъяснимом  факте,  что тольтеки совершенно неожиданно после того, как  их
государство уже давно исчезло,  вторглись в Новое царство майя, что наложило
на культуру майя, в частности в Чичен-Ице,  весьма заметный отпечаток. Этому
не подберешь аналогий в  древней истории! Но так ли это было? Ведь все могло
быть совсем иначе. Существует даже легенда, в которой все рассказано  совсем
по-иному;  в  ней даже  предсказывается испанское нашествие, правда,  в виде
мифа. Кецалькоатль,  говорится  в этой легенде  (о  котором  мы  до  сих пор
говорили лишь как о боге), прибыл  из  "страны восходящего  солнца". На  нем
было  длинное  белое  одеяние, и он  носил бороду; он научил  народ  наукам,
правильным  обычаям  и установил  мудрые законы, он  основал государство,  в
котором  початки кукурузы были в рост человека, а хлопок рос уже окрашенным.
В силу каких-то причин он, однако, был вынужден покинуть это государство. Он
забрал свои законы, свои письмена, свои песни и отправился по той же дороге,
по  которой  в  свое  время пришел.  В Чолуле он сделал  остановку и еще раз
объявил о своей мудрости. Затем он отправился к морю, принялся там плакать и
сжег сам себя. Его сердце превратилось в утреннюю звезду. Другие утверждают,
что он сел на свой корабль и отправился  в ту страну, из которой он приехал.
Но все легенды сходятся на том, что он обещал вернуться.
     На   протяжении   нашей  книги   мы  уже  столько   раз  убеждались   в
рациональности многих  легенд,  что и на этот раз остережемся  сразу отмести
как поэтические выдумки  то,  что  представляется таковыми на первый взгляд.
Может  быть, белое  одеяние  следует  заменить  белой  кожей?  Вспомним, что
Кецалькоатль  носил  бороду  -  подробность  весьма  интересная для  племен,
которые сами были почти безбородыми.
     Может быть, мы можем  пойти еще дальше  (мы приводим здесь  лишь вполне
серьезно  высказанные гипотезы) и  увидеть  в нем миссионера  дальней, чужой
страны,  так  же  как  некоторые хотят увидеть в нем одного  из самых ранних
католических миссионеров - миссионера VI века, а другие даже самого апостола
Фому?  А может быть, эта легенда дает  пищу той теории, в  которую  уверовал
юный  Томпсон,  считавший,  что  основателями  раннего царства  майя  и  его
цивилизации были атланты.
     Мы этого не знаем.
     Мы знаем только одно: испанцы, вторгшиеся в Мексику, которых приняли  в
память  о  последнем  обещании белого бородатого человека за "белых богов  с
Востока", эти испанцы (оставим  в стороне национальную  гордость, обобщим  и
скажем лучше -  европейцы)  наверняка  не были последователями Кецалькоатля,
который проповедовал добрые нравы и справедливость.


     К Н И Г И,
     КОТОРЫЕ ЕЩЁ НЕ НАПИСАНЫ

     Глава 34
     НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ДРЕВНИХ ЦАРСТВАХ
     Мы заканчиваем наш рассказ  о великих археологических открытиях,  а тем
самым и наше путешествие сквозь пять тысячелетий.
     Мы далеко не  исчерпали эту тему. И если мы все же на этом  заканчиваем
нашу книгу, то лишь в силу того обстоятельства, что ее  объем, как, впрочем,
и объем  любой  другой  книги,  подчинен  своим собственным законам. Отбирая
материал, мы руководствовались определенными принципами. Положив в основу не
хронологический  принцип,  а  территориальный,  располагая  материал  не   в
хронологическом  порядке,  а  по  тем  областям  цивилизаций,  к которым  он
относится,  мы тем  самым получили  в наших четырех книгах почти само  собой
возникшую  картину  четырех   замкнутых  кругов  культуры,   четырех   самых
значительных в истории цивилизаций. Необходимо иметь в виду, что между этими
немногими  высшими  цивилизациями  и   бесчисленным  множеством  первобытных
обществ  существует  примерно  такая  же  разница,  как  между   историей  и
прозябанием, сознанием  и инстинктом, творческим преобразованием окружающего
мира и пассивным существованием.
     Посвящая  это послесловие  книгам,  которые еще предстоит написать,  мы
прежде  всего  имеем  в виду  три цивилизации,  вряд ли уступающие по своему
значению тем  четырем, о которых  мы рассказали  в этой  книге.  Речь идет о
цивилизации хеттов,  о цивилизации  индийцев  и о цивилизации инков. Книги о
них еще  не могут  быть  завершены,  ибо эти  цивилизации еще  не  настолько
известны, чтобы можно было восстановить их  развитие и историю с помощью тех
средств, которыми мы пользовались.
     Более того, наша книга называется "Романом археологии". Чтобы оправдать
это  название,  мы  избрали  темой  своего  повествования такие цивилизации,
исследование которых действительно  овеяно романтикой  приключений. Об инках
нам  известно почти столько же, сколько и  о майя, но  среди  исследователей
андской цивилизации  нет ни своего Стефенса,  ни  своего Томпсона.  С другой
стороны,  мы  довольно  неплохо  осведомлены  об истории  Китая,  но  нашими
знаниями  в  этой  области  мы  лишь в очень  незначительной  части  обязаны
археологии.  Вот почему  вне  поля  нашего зрения  остались  и  та и  другая
цивилизации.
     В  последние  десятилетия обширные и успешные раскопки  производились в
районе расселения хеттов и в долине Инда. Книги об этом, следовательно, рано
или поздно придется дописать. Но мы должны отдавать себе отчет в одном: если
даже мы к четырем уже написанным книгам присоединим еще три, мы все равно не
сумеем рассказать о всех выдающихся цивилизациях мира.
     Чтобы дать полное представление о том, с какими  цивилизациями,  помимо
тех, которые мы попытались оживить в нашем романе, приходится ныне считаться
археологам, перечислим их в том порядке, в каком они приведены у английского
историка Арнольда Дж. Тойнби:
     западная японо-корейская
     византийско-ортодоксальная минойская
     русско-ортодоксальная шумерская
     персидская хеттская
     арабская вавилонская
     индийская египетская
     цивилизация Дальнего Востока андская
     эллинская мексиканская
     сирийская юкатанская
     цивилизация Инда майя

Страницы: «« « 115   116   117   118   119   120   121   122   123  124   125  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые