Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Коуз Рональд - Фирма рынок и право

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 64
Размер файла: 452 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

1942, February 1943, and August 1943; Bonbright James С., Major Controversies
as to the Criteria of Reasonable Public Utility Rates, Papers and Proceedings,
American Economic Association, December 1940. Бонбрайт отмечает, что "крайний
социальный консерватизм большинства специалистов по коммунальным услугам и
железным дорогам помешал" этому решению приобрести широкое признание или даже
просто быть замеченным в литературе по теории цен". При этом он полагал, что в
ближайшие несколько лет (после 1940 г.) оно еще может стать популярным
благодаря статье Хотеллинга, которую Бонбрайт оценил как "один из ценнейших
вкладов в теорию ценообразования во всей экономической литературе".] Но
несмотря на важность практических выводов, их парадоксальность и тот факт, что
многие экономисты считают этот подход ложным, в печати почти не было критики.
[Рагнар Фриш действительно критиковал статью Хотеллинга вскоре после ее
появления. Но несмотря на значительный интерес к замечаниям Фриша и
последующей его дискуссии с Хотеллингом, возникает ощущение, особенно у
читателя нематематика, что атака Фриша не была направлена против сути
рассуждений Хотеллинга, а скорее указывала на некоторые недостатки его
формулировок (Frisch Ragnar, The Dupuit Taxation Theorem, p. 145--150; A
Further Note on the Dupuit Taxation Theorem, p. 156--157; Hotelling H., The
Relation of Prices to Marginal Costs in an Optimum System, p. 151--155; A
Final Note, p. 158--160, all in Econometrica 7, № 2, April 1939).] Может быть,
именно изобилие выступлений в поддержку этого решения и сравнительная скудость
прямой критики в печати побудили Д. Флеминга заявить, что этот подход "не дает
оснований для серьезной критики", а вдобавок и пожалеть о том, что он не был
широко понят и принят за пределами узкого круга экономистов. Но другое
решение, которое представляется мне в основном верным, было уже предложено К.
Пейном в 1937 г. [Paine С. L., Some Aspects of Discrimination by Public
Utilities // Economica, n. s., 4, № 16, November 1937, p. 425--439] и Э.
Клеменсом в 1941 г. [Clemens E. W., Price Discrimination in Decreasing Cost
Industries // American Economic Review, 31, № 4, December 1941, p. 794--802].
Я написал в 1945 г. короткую заметку с критикой решения, предложенного Мидом и
Флемингом [Coase R. H., Price and Output Policy of State Enterprise: A Comment
// Economic Journal, 55, April 1945, p. 112--113], а в более поздней
публикации Т. Уильсона [Wilson Т., Price and Output Policy of State Enterprise
// Ibid., December 1945, p. 454--461] подчеркивалось, что согласие между
экономистами пока еще не достигнуто. Я намерен проанализировать решение
Хотеллинга--Лернера, как я бы назвал его, детальнее, чтобы выявить
фундаментальные дефекты, присущие, по моему мнению, этому решению.
II. Выделение проблемы
ЛЮБАЯ реальная экономическая ситуация сложна, и ни одна экономическая проблема
не существует отдельно от других. В силу этого результаты тяготеют к ошибкам
всякий раз, когда экономисты, имеющие дело с реальной ситуацией, пытаются
сразу разрешить несколько проблем. Я уверен, что так и обстоит дело с
вопросом, который мы обсуждаем сейчас. Центральная проблема -- расхождение
между средними и предельными издержками. Но в любой реальной ситуации обычно к
ней добавляются еще две другие. Во-первых, некоторые издержки оказываются
общими для многих потребителей, и при анализе подхода, согласно которому все
издержки должны возмещаться потребителями, возникает вопрос: существует ли
рациональный метод распределения этих общих издержек среди потребителей?
Во-вторых, многие так называемые фиксированные издержки являются на деле
прошлыми расходами на факторы, которые в настоящем приносят доход в виде
квазиренты, а попытка уяснить, каким же должен быть этот доход (для
определения полных издержек), создает дополнительные и очень запутанные
проблемы [Hayek F. A., The Present State of the Debate, in Collectivist
Economic Planning, ed. F. A. Hayek, London: G. Routledge & Sons, 1935, p.
226--231]. Я думаю, что эти две проблемы обычно сопутствуют ситуации
расхождения между средними и предельными издержками. Вместе с тем они
представляют собой отдельные или, во всяком случае, отделяемые вопросы. Так, в
примере, используемом Хотеллингом, проблема ценообразования в случае с мостом
[этот пример первым использовал Дюпюи в статье в "Annales des Ponts et
Chaussees" (1844), которая была перепечатана в "De 1'utilite et de sa mesure"
(Turin: La Riforma sociale, 1933)] на деле представляет собой крайне сложную
ситуацию, а вовсе не такую простую, как кажется на первый взгляд.
Я предлагаю изолировать вопрос и проанализировать пример, в котором, несмотря
на расхождение между средними и предельными издержками, можно определить,
какая именно часть совокупных издержек придется на долю каждого отдельного
потребителя, все издержки уже осуществлены, а предложение всех факторов
является полностью эластичным (чтобы избежать дальнейших усложнений, которые
могут помешать некоторым читателям проникнуть в суть вопроса о предельных
издержках).
Предположим, что потребители располагаются вокруг центрального рынка, на
котором некий продукт доступен по постоянной цене. Предположим, что от
центрального рынка расходятся дороги, но каждая минует только одного
потребителя продукта. Предположим также, что перевозчик может за каждый проезд
доставлять дополнительное количество единиц продукта без дополнительных
издержек (по крайней мере, в количестве большем, чем способен затребовать
каждый индивидуальный потребитель). [Невозможность точно разделить издержки
между потребителями должна присутствовать в каждом случае, когда мы имеем дело
с падающими издержками. Хоть я и предполагаю, что каждый акт доставки
потребует отдельного перевозчика, можно представить его услуги совершенно
эластичными, если оплата его труда будет пропорциональна затраченному времени,
а найм дополнительных перевозчиков не повысит цену услуг.] Предположим далее,
что продукт продается в пункте потребления. Ясно, что издержки снабжения для
каждого отдельного потребителя будут слагаться из издержек доставки плюс
стоимость на центральном рынке того количества единиц товара, которое
потребляется данным потребителем. Предельные издержки будут равны издержкам на
единицу продукта на центральном рынке. Средние издержки будут выше предельных
издержек и будут сокращаться по мере того, как издержки перевозчика будут
раскладываться на большее число единиц товара. [Для нас несущественно
предположение, что совокупные издержки включают две явно различимые группы
издержек, одна из которых включается в предельные издержки, а другая -- нет.
Мы могли бы предположить и то, что издержки по доставке растут пропорционально
доставляемым количествам, но при этом предельные издержки оказываются меньше
средних. Однако для простоты изложения лучше придерживаться первоначальных
предположений.] Решение Хотеллинга--Лернера должно бы состоять в том, что
потребитель должен платить за каждую единицу продукта сумму, равную только
предельным издержкам. В результате потребители будут оплачивать только
величину издержек на центральном рынке, а правительство, вернее
налогоплательщик, будет оплачивать издержки по доставке. Я хочу подвергнуть
анализу обоснованность этого решения. Но прежде необходимо рассмотреть
основные принципы.

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коуз Рональд, Фирма рынок и право