Главная - Наука - Экономика
Коуз Рональд - Фирма рынок и право Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 64 Размер файла: 452 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» между А и С так, чтобы сократить издержки заключения соглашения между ними. Но можно предположить, что такое идеальное правительство уже учло воздействие такого изменения закона на другие трансакции в других случаях и отказалось от изменений, решив, что потери в других случаях окажутся выше, чем возможные дополнительные блага в этом конкретном случае. В гипотетическом примере, рассмотренном сейчас нами, издержки трансакции и издержки по совершению правительственных действий делают желательным исход, когда "экстерналия" продолжает существовать, а правительство не вмешивается, чтобы ее устранить. Как мы видим, само по себе существование "экстерналии" не дает оснований для правительственного вмешательства. Сам факт, что издержки трансакции существуют и что они велики [North D., and Wallis J., Measuring the Size of the Transaction Sector in the American Economy, 1870--1970; in Long Term Factors in American Economic Growth, ed. by S. Engerman and R. Gallman // Studies on Income and Wealth, Vol. 51, National Bureau of Economic Research, 1987, p. 95--148], предполагает, что многие из последствий человеческих действий не будут покрываться рыночными трансакциями. В результате "экстерналии" будут повсеместными. Тот факт, что правительственное вмешательство также имеет свои издержки, говорит о том, что большинству "экстерналий" следует позволить существовать, если мы хотим максимизации ценности производства. Этот вывод укрепится еще больше, если мы учтем, что правительство не походит на идеал, воображенный Пигу, но представляет собой обычную государственную власть -- невежественную, подверженную давлению и коррупции. Что же касается предложения о желательности правительственного вмешательства при наличии "экстерналий", то все зависит от соотношения издержек. Можно представить себе соотношение издержек, когда такое предположение будет верным, а в другом случае оно будет ложным. Утверждение, что экономическая теория оправдывает такое предположение, ошибочно. Здесь мы имеем дело с фактическими вопросами. Повсеместность "экстерналий" наводит меня на мысль, что здесь случай, который prima facie требует невмешательства, и изучение эффектов регулирования, введенного в последние годы в Соединенных Штатах будь это регулирование сельского хозяйства или зонирование городов -- которые свидетельствуют о том, что регулирование в общем случае сделало положение дел хуже, поддерживает меня в этом убеждении. Концепция "экстерналий" приобрела центральную роль в экономической теории благосостояния, и результаты этого оказались крайне неудачными. Несомненно, что люди, принимающие решения, оказывают неучитываемое ими влияние на других (и даже на самих себя). Но сегодня использование термина предполагает, что после обнаружения "экстерналий" правительство должно что-то сделать, чтобы устранить их. Как уже установлено, единственная причина того, что отдельные люди и частные организации их не устраняют, сводится к тому, что выигрыш от устранения будет перекрыт потерями (включая издержки заключения соглашений, необходимых для получения результата). Если при правительственном вмешательстве для устранения "экстерналий" потери также перекрывают выгоды, то очевидно, что желательно их сохранение. Чтобы исключить впечатление, будто я разделяю общепризнанную точку зрения, я в "Проблеме социальных издержек" ни разу не использую слово "экстерналии", но говорю о "вредных последствиях", не уточняя, предвидели их те, кто принимал решения, или нет. Ведь одной из моих целей в этой статье было показать, что такие "вредные последствия" можно рассматривать наподобие любых других факторов производства, что иногда желательно их устранение, а иногда нет, и что нет нужды использовать для анализа такие понятия, как "экстерналии", чтобы получить правильный результат. Однако моя попытка отмежеваться от господствующего подхода явно не имела успеха, поскольку "Проблему социальных издержек" даже те, кто склоняется к моей точке зрения, часто описывают' как исследование проблемы "экстерналий". Следует осознать, что, когда экономисты исследуют работу экономики, они имеют дело с воздействиями отдельных лиц или организаций на других, работающих в той же системе. Это и есть наш предмет. Если бы не было таких воздействий, не существовало бы подлежащих изучению экономических систем. Отдельные люди и организации, преследуя свои собственные интересы, предпринимают действия, которые облегчают или затрудняют действия других. Они могут предлагать трудовые услуги или отказывать в них, предоставлять капитальное оборудование или нет, испускать дым или бороться с выбросами дыма и т.д. Цель экономической политики состоит в создании такой ситуации, когда бы люди, принимая решения о своей деятельности, выбирали такие, которые обеспечивают наилучшие результаты для системы в целом. В качестве первого шага я предположил, что наилучшими решениями будут те, которые максимизируют ценность всего производства (и в этом я пигувианец). Поскольку сплошь и рядом люди предпочитают делать то, что, по их мнению, соответствует их собственным интересам, чтобы изменить их поведение в сфере экономики нужно их заинтересовать. Правительству при этом доступно только одно средство (за исключением увещеваний, которые в общем случае неэффективны) -- изменить законы или способ их применения, формы таких изменений многообразны. Можно дополнить права и обязанности, которые людям разрешено приобретать или которыми они, как принято считать, владеют, а можно повысить либо понизить издержки трансакций, изменив требования к законно обязывающему контракту. Можно также изменить налагаемые судами наказания в тех случаях, когда кому-либо причиняют ущерб вне рамок контракта. И, конечно, могут быть использованы любимые средства экономистов -- обложение налогами, или предоставление субсидий за выполнение определенных действий, или переход к правительственному регулированию с целью запретить или потребовать выполнения определенных действий. На функционирование экономики повлияют и все другие изменения в работе правовой системы, такие, как: изменения судебной процедуры, перераспределение функций между правительственными учреждениями и (в Соединенных Штатах) сдвиг в распределении обязанностей между федеральным правительством и штатами. Экономическая политика состоит в выборе таких правовых норм, процедур и административных структур, которые обеспечат максимизацию ценности производства. Но нелегко установить, как именно разные правовые ситуации воздействуют на работу экономической системы, хотя в этом деле и достигнут определенный прогресс в результате исследований экономистов, занятых в новой области -- "экономике права". Я исполнен надежды, что, как скоро экономисты придут к осознанию неудовлетворительности нынешнего подхода, число экономистов, посвятивших свой талант работе в этой области, возрастет. Экономическая политика предполагает выбор между альтернативными социальными институтами, а они создаются силой закона или зависят от него. Большинство экономистов не осознают этой проблемы. Они изображают идеальную экономическую систему, а затем, сравнивая ее с тем, что они наблюдают (или думают, что наблюдают), предписывают изменения, необходимые, чтобы достичь этого идеального состояния, и при этом вовсе не заботятся о том, как это все может быть сделано. Анализ выполняется с большой изобретательностью, но при этом далек от реальности. Это, как я обозначил однажды, "экономическая теория классной доски". Очень мало исследований того, как именно работает экономика, Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |