Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Коуз Рональд - Фирма рынок и право

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 64
Размер файла: 452 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

каждое из которых имеет собственные интересы, политику и полномочия.
Правительство проводит свою политику, учреждая (или устраняя)
правительственные агентства, изменяя законы об ответственности, либо иным
путем -- вводя лицензионные установления, предоставляя в некоторых вопросах
власть судам, национализируя (или приватизируя) отрасли, и т. п. Правительство
делает свое дело, выбирая среди социальных институтов, выполняющих функции
экономической системы. "Экономическая теория классной доски", несомненно,
требует незаурядных интеллектуальных способностей и может быть полезна при
обучении экономистов, но она уводит нас в ложном направлении в делах
экономической политики. Чтобы избежать этого, нам следовало бы рассмотреть,
как работала бы экономическая система при иной институциональной структуре. А
это требует не того подхода, который используют большинство современных
экономистов.
VI. Современный экономический анализ и наследие Пигу
ЭКОНОМИКА благосостояния -- часть экономической теории, посвященная, помимо
всего прочего, роли правительства в деле регулирования экономики, -- в очень
большой степени базируется на работе Пигу "Экономическая теория
благосостояния", впервые опубликованной в 1921 г., хотя последняя большей
частью повторяет аргументы, высказанные уже в его работе "Богатство и
благосостояние", опубликованной в 1912 г.
В статье "Проблема социальных издержек" я говорил, что основная идея Пигу та,
что, коль скоро обнаружены дефекты в работе экономической системы, нужны
действия правительства, чтобы исправить положение. Это воззрение высказано с
массой оговорок, но отражает при этом основную склонность его мысли. Были
предположения, что я слишком суров к Пигу, но я полагаю, тем не менее, что
сказанное мною в основе своей верно. Я продемонстрирую особенности подхода
Пигу, проаналазировав часть его работы, не подвергшейся исследованию в статье
"Проблема социальных издержек", -- главу 20 части II "Экономической теории
благосостояния", которая названа "Вмешательство государства" [Pigou A. C., The
Economics of Welfare. 5th ed., London: Macmillan & Co., 1952, p. 329--335
(Пигу А. Экономическая теория благосостояния, М.: Прогресс, 1984, гл. 19, с.
403--409)].
Пигу озабочен вопросом: можно ли увеличить национальный доход с помощью
какого-либо государственного вмешательства? Он говорит: "Для любой отрасли, в
отношении которой есть основания полагать, что в результате беспрепятственной
реализации корыстного интереса ресурсы будут инвестированы не в том объеме,
который требуется с точки зрения увеличения национального дивиденда, prima
facie существует основание для государственного вмешательства" [Ibid., p. 331
(там же, с. 406)]. Он добавляет, что это, конечно, только для случаев prima
facie: "Недостаточно сопоставить несовершенный регулирующий механизм никем не
сдерживаемых частных предприятий с наилучшим регулирующим механизмом, который
могут вообразить экономисты в своих исследованиях. Ведь нельзя ожидать, что
любое государственное учреждение достигнет идеала или даже будет всеми силами
стремиться к нему. Деятели таких учреждений в равной мере подвержены
невежеству, групповому давлению и коррупции во имя личных интересов" [Ibid.,
p. 332 (там же)].
При этом Пигу доказывает, что эти недостатки правительственного вмешательства
не всегда и не везде проявляются с равной силой. В Англии, и здесь он цитирует
Маршалла, сейчас больше честности и бескорыстия, чем было прежде, а
современные избиратели способны остановить злоупотребления властью и
привилегиями. "Эти важные изменения означают возрастание вероятности того, что
любая форма вмешательства со стороны любого государственного учреждения
окажется ныне более благотворной, чем в прежние времена" [Ibid., p. 333 (там
же, с. 407)]. Он также добавляет, что наравне с "улучшениями в существующих
формах государственной власти необходимо учитывать и появление ее
усовершенствованных форм" [Ibid. (там же, с. 408)]. Когда дело касается
управления или контроля над бизнесом, муниципалитеты и другие органы
представительной власти проявляют четыре недостатка:
1) они выбраны преимущественно совсем для других дел, а не для вмешательства в
промышленность;
 2) персональный состав их постоянно меняется;
 3) в общем случае их сфера действия подчинена далеко не коммерческим
интересам;
 4) они подвергаются нежелательному давлению со стороны избирателей. Однако,
согласно Пигу, эти "четыре недостатка можно преодолеть ... с помощью недавно
изобретенных комиссий...
 Членов таких комиссий можно подбирать с учетом их познаний в данной области,
их можно назначать на длительные сроки, сферу их компетенции можно подогнать
соответствующим образом, а условия назначения позволяют в основном избавить их
от давления со стороны избирателей" [Ibid., p. 334 (там же, с. 409)]. В
качестве примера такой комиссии он указывает на Межштатную комиссию по
торговле США. Пигу кажется оправданным заключение: "В общем виде вывод
заключается в том, что современные усовершенствования структуры и методов
работы правительственных учреждений позволяют последним осуществлять
благотворное вмешательство в экономику в условиях, которые в прежние времена
делали вмешательство неоправданным" [Ibid., p. 335 (там же)]. Таким образом,
отметив предварительно в этой главе, что мы не должны "сопоставлять
несовершенный регулирующий механизм никем не сдерживаемых частных предприятий
с наилучшим регулирующим механизмом, который могут вообразить экономисты в
своих исследованиях", Пигу умудряется сделать как раз это, предположив
существование (почти) совершенно работающих государственных учреждений.
Похоже, что Пигу и не сомневается в том, что эти комиссии будут работать как
раз так, как он описывает. Потому-то, начав с утверждения о несовершенстве
правительства, Пигу открывает совершенную форму правительственного учреждения,
что и позволяет ему избежать углубления в ситуацию, в которой недостатки
правительственного вмешательства приведут к тому, что дела после вмешательства
пойдут хуже. Вера Пигу в достоинства независимых комиссий по регулированию,
которая выглядит сегодня столь смехотворной, была первоначально выражена в
работе "Богатство и благосостояние" в 1912 г., а затем без изменений
повторялась в каждом издании книги "Экономическая теория благосостояния".
Похоже, что ему никогда и в голову не приходило посмотреть, насколько
оправдано его оптимистическое представление об этих комиссиях событиями
последующих 40 лет (репринтное издание 1952 г. -- последнее, в котором мог бы
появиться новый материал). Во всех изданиях Межштатная комиссия по торговле
носит название Межштатной железнодорожной комиссии, и это учреждение,
созданное в 1887 г., все время описывается как "недавно созданное", что не
свидетельствует о сколь нибудь реальном интересе к предмету.
Все это очень ясно раскрывает интеллектуальные склонности Пигу. Вопреки
мнению, что Пигу был, по наблюдению Остина Робинсона, "озабочен в первую
очередь... "плодами", а не "светом", стремился создать практически действенную

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коуз Рональд, Фирма рынок и право