Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Красницкий А. - Гроза Византии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 96
Размер файла: 558 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»

чудо свершилось, и он вышел из церкви уверенный в победе.
     Один гражданский иск был решен  однажды  на  основании  такого  чуда.
Воевода Лев Мадал поспорил с Каллийским  монастырем  о  том,  кому  должна
принадлежать мельница, стоявшая  на  границе  их  владений.  Судились  они
несколько раз, и судьи присуждали мельницу то одной  стороне,  то  другой,
потому что ни у воеводы,  ни  у  монастыря  не  было  в  руках  надлежащих
документов. Последний раз, когда они судились, судья постановил владеть им
мельницей сообща, но это  давало  повод  к  массе  пререканий,  никого  не
удовлетворяло, и они порешили покончить дело без суда, полюбовно.  Думали,
думали и рассудили сделать так: рано поутру отправиться обеим  сторонам  в
Влахернский храм, стать против чудотворной иконы Богородицы  и  молить  ее
быть судьею в их деле. А самую тяжбу решить таким способом: если завеса на
иконе останется неподвижною, признать, что дело выиграли монахи,  если  же
она задвигается, и, следовательно,  чудо  свершится,  признать,  что  прав
воевода. На этом основании воевода и монахи написали договор, который  они
в любом случае обязаны были исполнить. Как условились, так и сделали.
     Обе стороны пришли во Влахернский храм, стали против иконы,  молились
со слезами и ожидали решения своей участи от того, придет в  движение  или
нет  завеса  на  иконе.  Подождали  некоторое   время,   завеса   осталась
неподвижною.  Это  было  сочтено  за  решение  и  окончание  дела.  Монахи
радовались своей победе, а воевода  стоял  опечаленный,  осужденный  судом
Божьим. Воевода собирался уже передать монахам  письменное  удостоверение,
что признает себя осужденным и отказывается от  права  владения  половиною
мельницы, как вдруг завеса на иконе Божией Матери  поднялась  вверх.  Дело
приняло иной оборот: радовавшиеся опечалились, а опечаленный преисполнился
радости и удовольствия. Монахи стали говорить, что чудо свершилось слишком
поздно. Утверждали, что завеса пришла в движение по  другому  поводу,  что
чудо свершилось не в то время, когда  молились  стороны,  а  тогда,  когда
воевода признал монастырь владельцем  мельницы.  Они  говорили,  что  чудо
указывает на их правоту и явилось, как знак  согласия  на  то,  что  хотел
сделать воевода, собиравшийся в эту минуту отказаться  от  своих  прав  на
мельницу.
     Спор продолжался, и дело было доведено до сведения императора Михаила
Дуки. Он приказал Пселлу разобрать тяжбу и написать  протокол  и  судебный
приговор. Надо было оформить этот оригинальный процесс,  подыскать  статьи
закона,  поставить  все  дело  на  юридическую   почву.   Такому   тонкому
диалектику, как Пселл, сделать это было нетрудно. Прежде всего  желательно
было решить эту тяжбу окончательно и устранить всякий повод  к  новому  ее
пересмотру. Поэтому соглашение сторон было понято таким образом,  что  они
обратились к третейскому суду. Третейский суд признавался законами,  и  на
него нельзя было аппеллировать. Следовательно, знамение чудотворной  иконы
должно рассматриваться как приговор третейского  суда.  В  чью  же  пользу
клонится этот приговор? Очевидно, в пользу воеводы.  Он  выиграл  процесс,
потому что чудо явилось. Возражение же монахов, будто чудо явилось слишком
поздно, когда они собирались уходить из церкви, ничего  не  доказывает:  в
условии не было сказано, когда ждать чудесного знамения и сколько стоять в
церкви.  На  этом  основании   было   написано   судебное   постановление,
подписанное властями. Оно  служило  воеводе  оправдательным  документом  и
давало ему право владеть спорной мельницей.
     Такова Византия - пышная преемница когда-то славного Рима.
     Чтобы покончить с рассказом о ее недугах,  мы  должны  показать,  чем
была византийская женщина, так как в Новом Риме дочери  Евы  играли  роль,
пожалуй, еще более видную, чем в старом.



                         11. ЖЕНЩИНА НОВОГО РИМА

     Византия, переняв культуру от Рима, вместе с тем не отрешилась  и  от
азиатского  деспотизма,  что   в   особенности   сказалось   в   положении
византийский женщин.
     В византийской империи женщина не пользовалась большим уважением.
     Ее  считали  порождением  дьявола,   виновницей   грехопадения   рода
человеческого, существом слабым и нечистым, предназначенным быть служанкой
и рабой мужчины. Она никогда не была  самостоятельной,  никогда  не  имела
права распоряжаться ни собою,  ни  своим  имуществом.  До  замужества  она
полностью починялась отцу; выданная замуж за человека,  которого  часто  в
глаза не видела, она попадала в полное подчинение к мужу. Данное ей  отцом
приданое отдавалось мужу, который мог распоряжаться ее доходами по  своему
усмотрению,  не  имея  только  права  отчуждать  капитал.  Но,  если   она
расходилась с мужем, приданое возвращалось не ей, а ее отцу.
     Жена была до некоторой степени свободна только у себя дома.  Тут  она
могла и даже обязана была заниматься своими домашним хозяйством и женскими
рукоделиями. Но выходить из дому, бывать в  театре  или  цирке  она  могла
только  с  разрешения  мужа.  Ослушание  в  подобных   случаях   считалось
преступлением.
     Даже в  собственном  доме  свобода  была  ограничена.  Ей  отводилась
отдельная половина дома, называвшаяся гинекеем, откуда она не имела  права
выходить, когда у ее мужа сидели гости - мужчины.
     На этом основании, один византийский писатель дает совет не  помещать
у себя дома приезжих гостей.
     "Если имеешь друга, - говорит он,  -  живущего  где-нибудь  в  другом
городе, и он приезжает в город, в котором ты  живешь,  не  помещай  его  в
своем доме, но пусть он остановится в другом месте, а ты посылай  ему  все
нужное. Если же ты поместишь его в своем доме, то послушай, сколько  из-за
этого произойдет неприятностей. Во-первых, ни  жена  твоя,  ни  дочери  не
будут иметь свободы выходить из комнаты своей и распоряжаться в доме,  как
следует. А если же им будет неотложная нужда выйти, то друг  твой  вытянет
шею и устремит на них свои глаза. Пока ты будешь стоять вместе с ним,  он,
конечно, притворно потупит голову, но все-таки будет подсматривать,  какая
у них походка, как они  поворачиваются,  как  подпоясаны  и  какой  у  них
взгляд, одним словом, будет их оглядывать с головы до ног, а после  станет
передразнивать пред своими домашними и осмеивать. Если он  найдет  удобный
случай, он будет делать любовные знаки твоей жене, будет на  нее  смотреть
бесстыдными глазами. Если сможет, то и соблазнит ее. Если  же  и  нет,  то
все-таки, когда уйдет, похвастает, чем не следует."
     Так мало доверяли своим женам византийцы.
     Они не допускали, чтобы  можно  было  разговаривать  с  женщиной  без
грязного намерения, так как видели в ней исключительно орудие наслаждения.
Полное бесправие византийской женщины видно из  того  факта,  что  она  не

Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Красницкий А., Гроза Византии