|
Главная - Наука - История
Красницкий А. - Гроза Византии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 96 Размер файла: 558 Кб Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» свозились колонны и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма.
Результатом было то, что невиданное и неслыханное великолепие поразило
даже народную фантазию, и в Византии сложились легенды, что в постройке
зодчим помогали сами небесные силы.
Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной
мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место
святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает
магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо
позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и
Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование
Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь
отстроил собор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император
Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии в несравненно больших
размерах и с большим великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших
времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал всем губернаторам
отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для нового храма.
Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532
года, а 23-го февраля того же года был заложен первый камень нового. Новый
храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года праздновалось
окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная часть главного
купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный алтарь и амвон.
Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил
церковь с большею прочностью и великолепием, и 24-го декабря 568 года,
перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Под руководством
двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и Исидора Милетского -
сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел под своим
начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой
стороне храма и столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел
начертал план этой церкви императору во время сна. Император ободрял
работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по
восточному обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с
палкою в руке, ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде.
Все сословия внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов
- белый, розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также
драгоценные колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов:
восемь порфировых колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в
Баальбеке, другие восемь из храма Дианы в Эфесе - украшали его.
Замечательно, что материалы, вошедшие в состав здания, взяты из храмов,
принадлежащих почти всем языческим религиям, так что оно опиралось на
колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в Гелиополисе), Минервы
Афинской и Аполлона Делосского.
Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.
Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный
четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших
квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По
углам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба
(пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и
поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в
диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а
остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении
арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так
незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры
этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется
висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом
церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной
и западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из
них по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти
куполов, возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта
мраморными плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и ниши
поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя
меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями и
базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками,
между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из
прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин,
которые у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х
других колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,
освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в
верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего
этажа расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще
семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали
таинственное значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные,
превосходно полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих
колонн совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством
листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между
собою. Главный купол, для соединения полного развития его размеров с
легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют
своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе,
и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного
кирпича. Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а
пильеры - из больших известковых камней, сцепленных между собою железными
связями, и гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор
различных цветов.
Карниз над основанием купола сделан из белого мрамора: простота
господствует в его профиле. Везде на стенах блистали прежде изображения
Богоматери, апостолов, евангелистов и греческих крестов, с надписью: "Сим
знамением победиши!" В куполе сделано изображение Отца Предвечного и
четырех херувимов. Все это было исполнено из мозаики и цветного стекла,
смешанного с серебром и золотом. В четырех пандативах помещены мозаичные
изображения херувимов колоссального размера. Перед входом в храм был
атриум, четырехугольный открытый двор, обнесенный портиком и вымощенный
плитами, посреди которого был сделан бассейн. Одна только передняя галерея
партекса, или паперти, была без украшений. В следующей внутренней галерее
у входных дверей был представлен мозаичной работы архангел Михаил с
огромным поднятым мечем. Все живописные изображения были нарисованы
красками по золотому полю. В восточной полукруглой части был помещен
престол, патриаршее место и другие места для соборного сидения. Эта часть
была отделена невысоким иконостасом из кедрового дерева, украшенным 12-ю
серебряными колоннами, на котором помещены образа Спасителя, Божией
Матери, апостолов и другие. Главные богатства были заключены в алтаре:
золото, серебро и драгоценные камни блистали там на каждом шагу и особенно
Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |