Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Красницкий А. - Гроза Византии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 96
Размер файла: 558 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

свозились колонны и глыбы редких  мраморов,  шедшие  на  убранство  храма.
Результатом было то, что невиданное  и  неслыханное  великолепие  поразило
даже народную фантазию, и в Византии сложились легенды,  что  в  постройке
зодчим помогали сами небесные силы.
     Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной
мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место
святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает
магометанская луна, построен на том же месте, как  и  первый,  но  гораздо
позже. Первый был  мал  для  многочисленного  христианского  населения,  и
Констанций, сын Константина,  увеличил  его.  В  404  г.,  в  царствование
Аркадия, он  был  сожжен  во  время  смятения.  Император  Феодосий  вновь
отстроил собор.  Впоследствии  он  еще  раз  сгорел,  и  только  император
Юстиниан выстроил новый  каменный  храм  св.Софии  в  несравненно  больших
размерах и с большим великолепием. Этот-то  храм  и  сохранился  до  наших
времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал всем губернаторам
отыскивать мрамор, колонны и  скульптурные  украшения  для  нового  храма.
Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма,  был  в  январе  532
года, а 23-го февраля того же года был заложен первый камень нового. Новый
храм возводился около  семи  лет,  и  в  декабре  538  года  праздновалось
окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная часть главного
купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный алтарь  и  амвон.
Это несчастие нисколько  не  уменьшило  рвения  Юстиниана:  он  возобновил
церковь с большею прочностью и великолепием, и  24-го  декабря  568  года,
перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Под  руководством
двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и  Исидора  Милетского  -
сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел под своим
начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились  на  правой
стороне храма и столько же на  левой.  По  византийским  преданиям,  Ангел
начертал план этой церкви  императору  во  время  сна.  Император  ободрял
работников  деньгами  и  своим  присутствием  и,  вместо  того,  чтобы  по
восточному обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав  голову  платком  и  с
палкою в руке, ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде.
Все сословия внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех  цветов
- белый, розовый, зеленый и голубой, гранит  Египта  и  порфиры,  а  также
драгоценные колонны,  извлеченные  из  разных  древних  языческих  храмов:
восемь  порфировых  колонн  нижнего  этажа  знаменитого  храма  Солнца   в
Баальбеке,  другие  восемь  из  храма  Дианы  в  Эфесе  -  украшали   его.
Замечательно, что материалы, вошедшие в состав здания,  взяты  из  храмов,
принадлежащих почти всем языческим религиям,  так  что  оно  опиралось  на
колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и  Луны  (в  Гелиополисе),  Минервы
Афинской и Аполлона Делосского.
     Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма  Соломонова.
Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный
четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре  меньших
квадрата и тем образуют внутри главные части здания  и  форму  креста.  По
углам  среднего  большого  квадрата  выстроены  четыре  массивных   столба
(пильеры), вершины которых соединены между собою  полукруглыми  арками,  и
поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий  35  метров  в
диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а
остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении
арок), которые начинаются на острых  углах  пильеров  и  идут  вверх,  так
незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки  опоры
этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя,  и  купол  кажется
висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61  метр  над  полом
церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К  восточной
и западной части среднего свода примыкают два полукупола и  к  каждому  из
них по три ниши, так что крыша главной  части  здания  состоит  из  девяти
куполов, возвышающихся один  над  другим.  Остальная  часть  была  покрыта
мраморными плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и  ниши
поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще  другими  четырьмя
меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны  с  капителями  и
базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под  арками,
между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по  четыре  колонны  из
прекраснейшего  гранита,  поддерживающие  хоры  или  галереи  для  женщин,
которые у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На  24-х
других колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые  галереи,
освещенные окнами в три яруса: в нижнем  и  среднем  по  семи  окон,  а  в
верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами  нижнего
этажа расположены в верхних галереях 60 других и выше входных  дверей  еще
семь, так что  всего  107  колонн.  Этому  числу  на  Востоке  приписывали
таинственное значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные,
превосходно полированные и гладкие, но карнизы и  архивольты  поверх  этих
колонн совершенно фантастические.  Они  украшены  бесчисленным  множеством
листьев и полосок в  виде  галунов,  перемешанных  и  переплетенных  между
собою. Главный купол, для  соединения  полного  развития  его  размеров  с
легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих  пор  удивляют
своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе,
и так легки,  что  вес  12-ти  горшков  равен  весу  одного  обыкновенного
кирпича. Стены сложены из кирпича и  все  покрыты  мраморными  плитами,  а
пильеры - из больших известковых камней, сцепленных между собою  железными
связями, и гладко оштукатурены известковым раствором на масле  под  мрамор
различных цветов.
     Карниз над основанием  купола  сделан  из  белого  мрамора:  простота
господствует в его профиле. Везде на стенах  блистали  прежде  изображения
Богоматери, апостолов, евангелистов и греческих крестов, с надписью:  "Сим
знамением победиши!" В  куполе  сделано  изображение  Отца  Предвечного  и
четырех херувимов. Все это было исполнено из мозаики  и  цветного  стекла,
смешанного с серебром и золотом. В четырех пандативах  помещены  мозаичные
изображения херувимов колоссального  размера.  Перед  входом  в  храм  был
атриум, четырехугольный открытый двор, обнесенный  портиком  и  вымощенный
плитами, посреди которого был сделан бассейн. Одна только передняя галерея
партекса, или паперти, была без украшений. В следующей внутренней  галерее
у входных дверей  был  представлен  мозаичной  работы  архангел  Михаил  с
огромным  поднятым  мечем.  Все  живописные  изображения  были  нарисованы
красками по золотому полю.  В  восточной  полукруглой  части  был  помещен
престол, патриаршее место и другие места для соборного сидения. Эта  часть
была отделена невысоким иконостасом из кедрового дерева,  украшенным  12-ю
серебряными  колоннами,  на  котором  помещены  образа  Спасителя,  Божией
Матери, апостолов и другие. Главные богатства  были  заключены  в  алтаре:
золото, серебро и драгоценные камни блистали там на каждом шагу и особенно

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Красницкий А., Гроза Византии