Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Красницкий А. - Что-то о Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 29
Размер файла: 182 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

оказалось для мальчика боевое оружие, но воеводы закричали:
     - Князь начал битву! Последуем, дружина, за князем!
     И ринулись вперед отважные киевские дружинники и победили древлян,  и
восславили киевляне нового воителя за землю  русскую  -  князя  Святослава
Игоревича...
     Много было потом сражений и походов. Все легче и легче казалось князю
Святославу боевое копье. Уже не находилось храбрецов,  которые  осмелились
бы выйти против него на поединок. Седобородые воеводы со вниманием слушали
советы молодого предводителя, признавая его воинскую мудрость. Имени князя
Святослава стали бояться  враги.  Он  совершал  с  дружиной  стремительные
переходы, неожиданно обрушивался на врага и неизменно побеждал.
     Но нынешний поход начинался неудачно, вятичи уклонялись  от  встречи.
Снова и снова князь Святослав посылал вперед сторожевые ладьи:
     - Возьмите языка! Узнайте, где искать вятичских старейшин!
     Но вятичи будто растворились в своих немеренных лесах.
     Вечерами,  собираясь  на  берегу  возле  костров  и  прислушиваясь  к
таинственным шорохам леса, воины шептались о  неуловимых  лесных  жителях,
которые будто бы умеют превращаться в диких зверей.
     "Может медведи, которые выходили к реке, и есть заколдованные вятичи?
Надо принести жертвы Перуну [Перун - древнерусский  бог  грома  и  молнии,
главный из языческих богов], чтобы он расколдовал лесных людей и отдал нам
в руки!"
     Старый воевода Свенельд, служивший и отцу Святослава - князю Игорю, и
матери его - княгине Ольге, посоветовал высадить на берег конную дружину и
углубиться в лес. Как видно, вятичи без сожаления покидают  свои  деревни,
но есть у них священные места - капища, где стоят деревянные идолы. Вятичи
весьма почитают идолов и не отдадут их без боя. Важно только  найти  такое
капище, вятичи сами сбегутся отовсюду, чтобы защитить своих богов, и тогда
можно поговорить со старейшинами.
     - А с дружиной меня пошли, княже, или какого-нибудь другого  воеводу,
- закончил Свенельд. - Так будет ладно...
     - Сам пойду с дружиной в лес! - решил Святослав.
     Воевода склонил голову, повинуясь княжеской воле.



                       2. АЛК ИЗ РОДА СТАРОГО СМЕДА

     Отроку Алку было столько лет, сколько пальцев на трех руках и еще два
года. Он не достиг возраста  взрослого  мужчины,  но  и  мальчиком  его  в
деревне уже не считали. Старейшина рода Смед вручил юноше  длинный  прямой
нож и колчан с боевыми стрелами; стрелы были длинные, тяжелые, с железными
наконечниками и с  родовыми  знаками  на  черных  древках,  с  черными  же
перьями.
     Печенег Пур, который пас родовое стадо на лугах  за  речкой  Смедвой,
хотел подарить Алку кривую саблю, но старейшина велел повременить.  Носить
меч или саблю полагалось только взрослому мужчине, а Алк еще отрок.  Таков
обычай.
     Алк не обиделся на старого старейшину. Не по своему нерасположению он
не разрешил взять саблю, а по обычаю. Обычаями род держится...
     А дружить с Пуром старейшина запретить не мог.  Печенег  научил  Алка
лихо скакать на коне и  разговаривать  на  печенежском  языке.  Не  многие
взрослые это умели.
     До торжественного обряда посвящения в воины Алк жил не с родителями и
младшими братьями, а в особой избе на краю деревни, с такими  же,  как  он
сам, отроками. Через год, достигнув полного совершеннолетия,  Алк  получит
саблю, построит собственную избу и будет сидеть  на  совете  со  взрослыми
мужчинами. Пока же ему лишь доверяют сторожить ночью деревню  и  ходить  в
цепи загонщиков на охоте.
     В здешние места род Смеда  переселился  не  очень  давно.  Безымянную
речку, возле которой построили деревню, люди назвали по имени старейшины -
Смедвой.
     Алк гордился, когда незнакомые охотники, расспросив, кто он  такой  и
из какого рода, уважительно отзывались о старом Смеде. И он еще  гордился,
что на земле его рода было капище.
     Уже на памяти Алка пожар спалил старую Священную  Рощу,  где  обитали
родовые боги. Люди вынесли из огня деревянных идолов  и  поставили  их  на
пологом  холме  возле  самой  деревни.  Старейшины  соседних  родов  стали
собираться у очага Смеда, чтобы обсудить  общие  дела  и  принести  жертвы
богам. Получалось, что Смед вроде бы старший над всеми старейшинами.
     Едва донеслись слухи о походе  князя  Святослава,  старейшины  многих
родов пришли к Смеду. О чем они говорили на совете, Алк  не  знал,  потому
что даже многие взрослые мужчины не были допущены в избу. Но  по  обильным
жертвам, принесенным в тот день богам, можно было догадаться, что  вятичам
угрожает большая опасность. Разве иначе зарезали бы на капище двух  черных
быков?
     Но вечером старейшина Смед сам пришел к  отрокам.  Присел  на  скамью
возле очага, провел ладонью по седой бороде, промолвил тихо:
     - Слушайте со вниманием, отроки. В нашу землю вошел князь Святослав с
войском, бесчисленным, как деревья  в  лесу,  и  все  воины  его  одеты  в
железные рубахи и железные шапки. Люди спрячутся в лесу, чтобы  Святославу
не с кем было сражаться и чтобы он  поскорее  миновал  нашу  землю.  А  вы
пойдете к Оке-реке и будете смотреть за войском  князя.  Для  такого  дела
нужны зоркие глаза и быстрые ноги - как у вас, отроки...
     После захода солнца юные сторожа покинули деревню.
     Неслышно ступали их ноги в мягких башмаках-поршнях.
     Руки осторожно раздвигали кусты.
     Стройные тела юношей легко проскальзывали между стволами деревьев.
     Только старейшина Смед знал, куда повели их лесные тропы.
     Утром Алк был уже в назначенном месте, на  высоком  берегу  реки.  Он
скинул с плеч кафтан из толстой кабаньей кожи и остался  в  одной  рубахе,
перепоясанной узким ремешком. Кожаные кафтаны вятичи носили в лесу,  чтобы
уберечься от колючек и острых сучьев, а  здесь,  возле  реки,  кусты  были
мягкими, ласковыми.
     Тихо несла под  обрывом  свои  воды  кормилица  Ока,  общее  владение
вятичского племени. Но тревога ощущалась и здесь. На  речном  просторе  не
было видно рыбачьих челнов, а в  деревне,  на  другом  берегу  -  обычного
утреннего оживления. Словно вымерло все вокруг, даже птицы примолкли.
     Алк сел за кустом, положил под правую руку колчан  со  стрелами,  под
левую - лук и приготовился ждать.

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Красницкий А., Что-то о Руси