|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: «« « 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 » »» КОММЕНТАРИИ
РОССИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЦАРЕЙ
"Россия под властью царей" была задумана С.М.Степняком-Кравчинским
весной 1882 года (вышла в Лондоне в 1885 году на английском языке). Тогда
он хотел назвать ее "Le Vittime" ("Жертвы"). Но спустя несколько месяцев он
сообщил одному из своих друзей новое название - "Россия под властью царей"
"Совсем не теоретическая будет, но очень фактическая, хочу положение
политически гонимых всех классов изобразить, останавливаясь в особенности
на административных как массе близкой и родственной всем возможным моим
читателям. Кроме того, будут и другие отделы положение и законы печати,
административный грабеж всех форм и т.д." Через несколько дней, возвращаясь
к этой теме, он добавлял "Это должна быть серьезная фактическая книга о
состоянии интеллигенции и народа в России. Я очень дорожу этой работой..."
(Обе цитаты взяты из статьи Евгении Таратута "С.М.Степняк-Кравчинский и его
книга "Россия под властью царей" в кн. Россия под властью царей, М., 1964,
с. 16).
Но прежде чем знакомить европейского читателя с революционной
интеллигенцией, с постановкой проблемы народа, Степняк-Кравчинский хотел
осветить вопрос, постоянно интересовавший Запад как возникло, развилось и
достигло своего апогея российское самодержавие. Так родилась первая часть
книги - "Развитие самодержавия".
Историческая концепция Степняка-Кравчинского была типична для
народнических воззрений Вера в возможность непосредственного перехода -
минуя капитализм - к социалистическому строю через крестьянскую общину,
которой отводилась особая роль, составляла главное содержание теории
русского социализма народников. Основателем этой теории был Герцен.
Правильно подчеркивая демократический характер самой общины, он вместе с
тем идеализировал ее, полагая, что "самобытный" путь России к социализму
может быть обеспечен освобождением крестьян с землей общинным
самоуправлением, традиционным представлением крестьян об их праве на землю.
Отрицательные же стороны общинной организации (патриархальность, круговая
порука, отсутствие свободы лица) он считал преодолимыми в ходе утверждения
социалистических идей в народе.
Наиболее рациональные идеи в общинную теорию внес Чернышевский,
обусловливавший ее развитие свержением самодержавия, соединением общинного
владения землей с общинным промышленным производством. В развитие общинной
теории внесли свои идеи Бакунин и Лавров.
Утопическая теория общинного, крестьянского социализма около полувека
господствовала в русском освободительном движении. Естественно, что ей
соответствовала народническая концепция русской истории. Демократическая
организация земледельческого населения не имела ничего похожего на
феодальные замки, считал Герцен: "...наши города - большие деревни, тот же
народ живет в селах и городах... У нас нет... ни раздробления полей в
частную собственность, ни сельского пролетариата..." (Герцен А.И. Собр.
соч. в тридцати томах, т. XII. М., 1957, с. 98). Русская сельская община в
его представлении была точным изображением общин Новгорода, Пскова, Киева.
Это широко распространенное в народнической литературе мнение, почти
дословно воспроизводимое Степняком-Кравчинским, вело к идеализации всего
древнего периода русской истории, к преувеличению роли и значения веча,
выраставшего, в представлении народников, в идеальное народное учреждение.
Не понимая процесса зарождения и развития феодальных отношений, народники
писали о равенстве всего населения в русских княжествах, о патриархальной
организации власти, о народных республиках типа Новгородской.
Неразработанность идеологией народничества проблемы взаимоотношения
государства и общины способствовала углублению в сознании семидесятников
идеи надклассовости государства, что, в свою очередь, привело часть
народников к мысли о возможности покончить с ним одним ударом. Но
государство по своей сущности не может быть надклассовым. Оно возникает в
результате раскола общества на классы. Изучать становление и эволюцию
государства можно лишь в связи с развитием классовых противоречий.
Раскрывая сущность феодального государства, В.И.Ленин указывал, что оно
является органом властвования землевладельцев-крепостников над зависимыми
крестьянами. "Для удержания своего господства, для сохранения своей власти
помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему
громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам, - и
все эти законы сводились в основном к одному - удержать власть помещика над
крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство..." (Ленин
В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 77).
Особое внимание уделял Ленин самодержавию, которое держалось "вековым
угнетением трудящегося народа, темнотой, забитостью его, застоем
экономической и всякой другой культуры" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.
11, с. 180-181).
Именно состоянию культуры в период господства реакции 80-х годов
посвятил Степняк-Кравчинский четвертую часть своей книги - "Поход против
культуры". Попытавшись широко представить просвещение в свете реакционного
курса правительства, писатель не смог, однако, дать полной картины
состояния образования и положения печати того времени. Причиной тому были и
недостаточность источников, и - главное - иной акцент всей книги.
Во второй и третьей частях ее внимание автора сосредоточено на
трагических судьбах десятков и сотен жертв репрессий царизма, картинах
дикого произвола властей. Степняк-Кравчинский в значительной мере
основывается здесь на собственных наблюдениях, переживаниях, свидетельствах
друзей, соратников, подпольной, а иногда и легальной прессе. П.А.Кропоткин,
когда писал о значении творчества Степняка для западного читателя, особенно
выделил эти две части: "Едва ли не главную службу в пробуждении симпатии
сослужили "Подпольная Россия" и некоторые главы из "России под властью
царей", в которых обрисованы в беллетристической форме типы революционного
движения и внутренняя жизнь кружков. Эти очерки обращались к человеческому
чувству, к оскорбленному чувству справедливости, а так как они были
написаны художественно, то производили глубокое впечатление"
(Степняк-Кравчинский С.М. Собр. соч., т. 1. Пг., 1919, с. 17).
Печатается по первому изданию на русском языке: Степняк-Кравчинский
С.М. Россия под властью царей. М., Мысль, 1964 (перевод М.Ермашевой).
В настоящий том сочинений С.М.Степняка-Кравчинского включены как
"Россия под властью царей", так и "Подпольная Россия". Вопреки хронологии
создания, том открывается первой из них, поскольку именно "Россия под
властью царей" создает представление об общей картине борьбы
революционеров-народников 70-80-х годов XIX века, дает тот фон, на котором
Страницы: «« « 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |