Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 127
Размер файла: 892 Кб
Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»

КОММЕНТАРИИ

РОССИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЦАРЕЙ

     "Россия  под  властью  царей"  была  задумана С.М.Степняком-Кравчинским
весной  1882  года  (вышла в Лондоне в 1885 году на английском языке). Тогда
он  хотел назвать ее "Le Vittime" ("Жертвы"). Но спустя несколько месяцев он
сообщил  одному  из своих друзей новое название - "Россия под властью царей"
"Совсем  не  теоретическая  будет,  но  очень  фактическая,  хочу  положение
политически  гонимых  всех  классов изобразить, останавливаясь в особенности
на  административных  как  массе  близкой  и родственной всем возможным моим
читателям.  Кроме  того,  будут  и  другие отделы положение и законы печати,
административный  грабеж всех форм и т.д." Через несколько дней, возвращаясь
к  этой  теме,  он  добавлял  "Это должна быть серьезная фактическая книга о
состоянии  интеллигенции  и народа в России. Я очень дорожу этой работой..."
(Обе  цитаты взяты из статьи Евгении Таратута "С.М.Степняк-Кравчинский и его
книга  "Россия  под властью царей" в кн. Россия под властью царей, М., 1964,
с. 16).
     Но   прежде   чем   знакомить  европейского  читателя  с  революционной
интеллигенцией,  с  постановкой  проблемы  народа, Степняк-Кравчинский хотел
осветить  вопрос,  постоянно  интересовавший Запад как возникло, развилось и
достигло  своего  апогея  российское самодержавие. Так родилась первая часть
книги - "Развитие самодержавия".
     Историческая   концепция   Степняка-Кравчинского   была   типична   для
народнических  воззрений  Вера  в  возможность  непосредственного перехода -
минуя  капитализм  -  к  социалистическому  строю через крестьянскую общину,
которой   отводилась  особая  роль,  составляла  главное  содержание  теории
русского   социализма   народников.  Основателем  этой  теории  был  Герцен.
Правильно  подчеркивая  демократический  характер  самой общины, он вместе с
тем  идеализировал  ее,  полагая,  что "самобытный" путь России к социализму
может    быть   обеспечен   освобождением   крестьян   с   землей   общинным
самоуправлением,  традиционным представлением крестьян об их праве на землю.
Отрицательные  же  стороны  общинной организации (патриархальность, круговая
порука,  отсутствие  свободы лица) он считал преодолимыми в ходе утверждения
социалистических идей в народе.
     Наиболее   рациональные  идеи  в  общинную  теорию  внес  Чернышевский,
обусловливавший  ее  развитие свержением самодержавия, соединением общинного
владения  землей  с общинным промышленным производством. В развитие общинной
теории внесли свои идеи Бакунин и Лавров.
     Утопическая  теория  общинного, крестьянского социализма около полувека
господствовала  в  русском  освободительном  движении.  Естественно,  что ей
соответствовала  народническая  концепция  русской  истории. Демократическая
организация   земледельческого   населения   не  имела  ничего  похожего  на
феодальные  замки,  считал Герцен: "...наши города - большие деревни, тот же
народ  живет  в  селах  и  городах...  У  нас нет... ни раздробления полей в
частную  собственность,  ни  сельского  пролетариата..."  (Герцен А.И. Собр.
соч.  в  тридцати томах, т. XII. М., 1957, с. 98). Русская сельская община в
его  представлении  была точным изображением общин Новгорода, Пскова, Киева.
Это   широко  распространенное  в  народнической  литературе  мнение,  почти
дословно  воспроизводимое  Степняком-Кравчинским,  вело  к идеализации всего
древнего  периода  русской  истории,  к  преувеличению роли и значения веча,
выраставшего,  в  представлении народников, в идеальное народное учреждение.
Не  понимая  процесса  зарождения и развития феодальных отношений, народники
писали  о  равенстве  всего населения в русских княжествах, о патриархальной
организации власти, о народных республиках типа Новгородской.
     Неразработанность  идеологией  народничества  проблемы  взаимоотношения
государства  и  общины  способствовала  углублению в сознании семидесятников
идеи   надклассовости  государства,  что,  в  свою  очередь,  привело  часть
народников   к  мысли  о  возможности  покончить  с  ним  одним  ударом.  Но
государство  по  своей  сущности не может быть надклассовым. Оно возникает в
результате  раскола  общества  на  классы.  Изучать  становление  и эволюцию
государства   можно   лишь  в  связи  с  развитием  классовых  противоречий.
Раскрывая  сущность  феодального  государства,  В.И.Ленин  указывал, что оно
является  органом  властвования  землевладельцев-крепостников над зависимыми
крестьянами.  "Для  удержания своего господства, для сохранения своей власти
помещик  должен  был  иметь  аппарат,  который бы объединил в подчинении ему
громадное  количество  людей,  подчинил  их известным законам, правилам, - и
все  эти законы сводились в основном к одному - удержать власть помещика над
крепостным  крестьянином.  Это и было крепостническое государство..." (Ленин
В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 77).
     Особое  внимание  уделял Ленин самодержавию, которое держалось "вековым
угнетением   трудящегося   народа,   темнотой,   забитостью   его,   застоем
экономической  и  всякой  другой  культуры" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.
11, с. 180-181).
     Именно  состоянию  культуры  в  период  господства  реакции  80-х годов
посвятил  Степняк-Кравчинский  четвертую  часть  своей книги - "Поход против
культуры".  Попытавшись  широко представить просвещение в свете реакционного
курса   правительства,   писатель  не  смог,  однако,  дать  полной  картины
состояния  образования и положения печати того времени. Причиной тому были и
недостаточность источников, и - главное - иной акцент всей книги.
     Во  второй  и  третьей  частях  ее  внимание  автора  сосредоточено  на
трагических  судьбах  десятков  и  сотен  жертв  репрессий царизма, картинах
дикого   произвола   властей.   Степняк-Кравчинский   в   значительной  мере
основывается  здесь на собственных наблюдениях, переживаниях, свидетельствах
друзей,  соратников, подпольной, а иногда и легальной прессе. П.А.Кропоткин,
когда  писал о значении творчества Степняка для западного читателя, особенно
выделил  эти  две  части:  "Едва ли не главную службу в пробуждении симпатии
сослужили  "Подпольная  Россия"  и  некоторые  главы  из "России под властью
царей",  в  которых обрисованы в беллетристической форме типы революционного
движения  и  внутренняя жизнь кружков. Эти очерки обращались к человеческому
чувству,  к  оскорбленному  чувству  справедливости,  а  так  как  они  были
написаны     художественно,    то    производили    глубокое    впечатление"
(Степняк-Кравчинский С.М. Собр. соч., т. 1. Пг., 1919, с. 17).
     Печатается  по  первому  изданию  на русском языке: Степняк-Кравчинский
С.М. Россия под властью царей. М., Мысль, 1964 (перевод М.Ермашевой).
     В   настоящий  том  сочинений  С.М.Степняка-Кравчинского  включены  как
"Россия  под  властью  царей", так и "Подпольная Россия". Вопреки хронологии
создания,  том  открывается  первой  из  них,  поскольку  именно "Россия под
властью    царей"    создает   представление   об   общей   картине   борьбы
революционеров-народников  70-80-х  годов XIX века, дает тот фон, на котором

Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кравчинский Сергей, Подпольная Россия