Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 65
Размер файла: 429 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

          отличающаяся от предшествующих, более примитивных культур.На-
          чавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к ши-
          рочайшему расселению  пастушеских племен ( "культура шнуровой
          керамики") не только по Центральной, но и по Восточной Европе
          вплоть до Средней Волги."
              "В эпоху шаровых амфор складывается единство на простран-
          стве от Эльбы до среднего Поднепровья. Лингвисты относят этот
                                       11
          от период и последующий этап шнуровой керамики к протославян-
          ам. Географически эта область шире зоны формирования праслав-
          янского единства; возможно, что племена шаровых амфор являют-
          ся предками не только  славян, но и германцев и балтийцев без
          каких-либо заметных внутренних границ между ними.(т. е. т. н.
          нордической группы - М.Л.). Хронологически этот протославянс-
          кий период  охватывает около 700 лет - от конца 3 тысячелетия
          до н.э. до середины 2 тысячелетия."(21, с.231)
               Действительно, Е.К.Черныш  в своем разделе сборника (27)
          на стр. 262 - 263 говорит о том, что "Культура шаровидных ам-
          фор существовала в 3-м тысячелетии до н.э. на огромной терри-
          тории от Эльбы до среднего Поднепровья, включая бассейны Дне-
          стра, Прута и Серета" и пришла на смену культтуре воронковид-
          ных  кубков (4-3 тысячелетие до н.э.), включив ее в свою осн-
          ову (там же).
               Необходимо отметить ограниченность этого источника т. к.
          на территории бывшего СССР представлена  лишь небольшая часть
          этой культуры.
              "Установлено, что она частично сосуществовала с позднетр-
          ипольской культурой и поздней фазой воронковидных кубков...
          На части  трипольской  территории  в Среднем  Поднепровье эта
          группа сменила памятники Триполья.
               В развитии культуры шаровидных амфор различают три посл-
          едовательные фазы, охватывающие  перид от второй до четвертой
          четверти 3 тысячелетия до н. э. На территории  Польши  начало
          этой культуры документируется радиокарбонной датой образца из
          Заребова - 2675 (+_ 40) лет до н.э., а ее конец - датой, пол-
          ученной для погребения в Клементовце - 2225(+_30) лет до н.э.
          Памятники  культуры шаровидных  амфор, открытые на территории
          СССР, соответствуют второй и третьей фазам и относятся к тре-
          тьей и четвертой четвертям 3 тысячелетия до н.э."(27)
               Очевидно наиболее поздняя дата существования этой культ-
          уры соответствует времени начала дифференциации индо-европей-
          цев на составлявшие их народы.
              "У  носителей  культуры шаровых амфор  существовал очень
          торжественный обряд погребения в монументальных каменных гро-
          бницах, над которыми иногда насыпали курганы. Иногда покойни-
          ков сжигали. Есть  особые захоронения животных. Известны слу-
          чаи, когда покойника привозили на парной упряжке быков и этих
          животных хоронили  вместе  с  умершим. Такие  пышные похороны
          свидетельствуют о  значительных  социальных сдвигах. Еще ярче
          об этом говорят парные  и  коллективные захоронения. В парных
          погребениях мужчина хоронился в сидячем положении, а женщина-
          у его ног (предпологается  ритуальное убийство). В другом - у
          ног умершего юноша и девушка. В предгробии - скорченный кост-
          як мужчины. Мужчин  хоронили с оружием, женщинам клали костя-
          ные и янтарные украшения.
               Орнаментация посуды крайне упрощена.Сохраняются мисы-ча-
          ры с волнистой  линией, которая  может  символизировать воду;
                                       12
          остальные сосуды  украшались  очень ритмичным, но простеньким
          бессюжетным узором. Изредка наблюдается орнаментация дна сос-
          уда, его внешней, нижней стороны."(21, с.231)
              "На территории Советского Союза поселения культуры шаров-
          идных  амфор  пока (1980 г.) не  обнаружены, но зафиксировано
          около 120 отдельных погребений и находок. Поселения, исследо-
          ванные в Польше, Чехословакии, ГДР и ФРГ, состояли из полузе-
          млянок и наземных  домов трапецевидной в плане формы с очагом
          в центре. Культурный слой поселений беден. Различия в констр-
          укциях  погребальных  сооружений, обряде погребения и вещевом
          материале позволили И. К. Свешникову  выделить две  локальные
          группы памятников рассматриваемой культуры - подольскую и во-
          лынскую."(27)
              "...Погребальный  инвентарь довольно беден. Он состоит из
          одого-двух сосудов, каменных орудий, костяных и янтарных укр-
          ашений, костей животных (домашней свиньи)...."(27)
               "Каменные орудия, происходящие из  могильников Волыни и
          Подолии, одинаковы. Это хорошо отполированные кремневые кли-
          новидные топоры, прямоугольные в поперечном  сечении, долота,
          ножи, сверленые топоры и молоты. Среди пластинчатых ножей из-
          вестен экземпляр с заполированным рабочим краем. Обычно запо-
          лированность пластин  является  следствием  использвания их в
          качестве серпов. В числе изделий из кремня отметим также нак-
          онечник  стрелы  треугольной формы с черешком. Для памятников
          культуры шаровидных амфор типичны украшенные резьбой костяные
          подковообразные поясные пряжки с прорезями и мелкими круглыми
          отверстиями, подвески из клыков кабана и зубов медведя, глин-
          яные бусины, янтарные цилиндрические бусины и округлые подве-
          ски. Среди янтарных изделий имеется амулет с отверстием в це-
          нтре. С одной стороны на нем помещен  символ  солнца - крест,
          с другой - схематичное  изображение трех человек  с  луками и
          стрелами. Известны и медные украшения."(27, с.263)
               Можно предположить, что более северные территории Поль-
          ши и Германии  использовались для зимовок, а более  южные для
          отгонного скотоводства, где во время летнего периода сооружа-
          лись лишь легкие жилищаи п.э.следов их здесь и не обнаружено.
          Разные варианты захоронений могли принадлежать разным, но ро-
          дственным племенам, входившим в состав индоевропейцев.
               Но могло быть и так, что более  северное  местоположение
          индоевропейцев ближе к берегам Балтики при более суровых кли-
          матических условиях требовало более капитальных жилищ, чем  в
          условиях Украины и Молдавии.

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Лебединский М., Сборник трудов