|
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 65 Размер файла: 429 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» отличающаяся от предшествующих, более примитивных культур.На-
чавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к ши-
рочайшему расселению пастушеских племен ( "культура шнуровой
керамики") не только по Центральной, но и по Восточной Европе
вплоть до Средней Волги."
"В эпоху шаровых амфор складывается единство на простран-
стве от Эльбы до среднего Поднепровья. Лингвисты относят этот
11
от период и последующий этап шнуровой керамики к протославян-
ам. Географически эта область шире зоны формирования праслав-
янского единства; возможно, что племена шаровых амфор являют-
ся предками не только славян, но и германцев и балтийцев без
каких-либо заметных внутренних границ между ними.(т. е. т. н.
нордической группы - М.Л.). Хронологически этот протославянс-
кий период охватывает около 700 лет - от конца 3 тысячелетия
до н.э. до середины 2 тысячелетия."(21, с.231)
Действительно, Е.К.Черныш в своем разделе сборника (27)
на стр. 262 - 263 говорит о том, что "Культура шаровидных ам-
фор существовала в 3-м тысячелетии до н.э. на огромной терри-
тории от Эльбы до среднего Поднепровья, включая бассейны Дне-
стра, Прута и Серета" и пришла на смену культтуре воронковид-
ных кубков (4-3 тысячелетие до н.э.), включив ее в свою осн-
ову (там же).
Необходимо отметить ограниченность этого источника т. к.
на территории бывшего СССР представлена лишь небольшая часть
этой культуры.
"Установлено, что она частично сосуществовала с позднетр-
ипольской культурой и поздней фазой воронковидных кубков...
На части трипольской территории в Среднем Поднепровье эта
группа сменила памятники Триполья.
В развитии культуры шаровидных амфор различают три посл-
едовательные фазы, охватывающие перид от второй до четвертой
четверти 3 тысячелетия до н. э. На территории Польши начало
этой культуры документируется радиокарбонной датой образца из
Заребова - 2675 (+_ 40) лет до н.э., а ее конец - датой, пол-
ученной для погребения в Клементовце - 2225(+_30) лет до н.э.
Памятники культуры шаровидных амфор, открытые на территории
СССР, соответствуют второй и третьей фазам и относятся к тре-
тьей и четвертой четвертям 3 тысячелетия до н.э."(27)
Очевидно наиболее поздняя дата существования этой культ-
уры соответствует времени начала дифференциации индо-европей-
цев на составлявшие их народы.
"У носителей культуры шаровых амфор существовал очень
торжественный обряд погребения в монументальных каменных гро-
бницах, над которыми иногда насыпали курганы. Иногда покойни-
ков сжигали. Есть особые захоронения животных. Известны слу-
чаи, когда покойника привозили на парной упряжке быков и этих
животных хоронили вместе с умершим. Такие пышные похороны
свидетельствуют о значительных социальных сдвигах. Еще ярче
об этом говорят парные и коллективные захоронения. В парных
погребениях мужчина хоронился в сидячем положении, а женщина-
у его ног (предпологается ритуальное убийство). В другом - у
ног умершего юноша и девушка. В предгробии - скорченный кост-
як мужчины. Мужчин хоронили с оружием, женщинам клали костя-
ные и янтарные украшения.
Орнаментация посуды крайне упрощена.Сохраняются мисы-ча-
ры с волнистой линией, которая может символизировать воду;
12
остальные сосуды украшались очень ритмичным, но простеньким
бессюжетным узором. Изредка наблюдается орнаментация дна сос-
уда, его внешней, нижней стороны."(21, с.231)
"На территории Советского Союза поселения культуры шаров-
идных амфор пока (1980 г.) не обнаружены, но зафиксировано
около 120 отдельных погребений и находок. Поселения, исследо-
ванные в Польше, Чехословакии, ГДР и ФРГ, состояли из полузе-
млянок и наземных домов трапецевидной в плане формы с очагом
в центре. Культурный слой поселений беден. Различия в констр-
укциях погребальных сооружений, обряде погребения и вещевом
материале позволили И. К. Свешникову выделить две локальные
группы памятников рассматриваемой культуры - подольскую и во-
лынскую."(27)
"...Погребальный инвентарь довольно беден. Он состоит из
одого-двух сосудов, каменных орудий, костяных и янтарных укр-
ашений, костей животных (домашней свиньи)...."(27)
"Каменные орудия, происходящие из могильников Волыни и
Подолии, одинаковы. Это хорошо отполированные кремневые кли-
новидные топоры, прямоугольные в поперечном сечении, долота,
ножи, сверленые топоры и молоты. Среди пластинчатых ножей из-
вестен экземпляр с заполированным рабочим краем. Обычно запо-
лированность пластин является следствием использвания их в
качестве серпов. В числе изделий из кремня отметим также нак-
онечник стрелы треугольной формы с черешком. Для памятников
культуры шаровидных амфор типичны украшенные резьбой костяные
подковообразные поясные пряжки с прорезями и мелкими круглыми
отверстиями, подвески из клыков кабана и зубов медведя, глин-
яные бусины, янтарные цилиндрические бусины и округлые подве-
ски. Среди янтарных изделий имеется амулет с отверстием в це-
нтре. С одной стороны на нем помещен символ солнца - крест,
с другой - схематичное изображение трех человек с луками и
стрелами. Известны и медные украшения."(27, с.263)
Можно предположить, что более северные территории Поль-
ши и Германии использовались для зимовок, а более южные для
отгонного скотоводства, где во время летнего периода сооружа-
лись лишь легкие жилищаи п.э.следов их здесь и не обнаружено.
Разные варианты захоронений могли принадлежать разным, но ро-
дственным племенам, входившим в состав индоевропейцев.
Но могло быть и так, что более северное местоположение
индоевропейцев ближе к берегам Балтики при более суровых кли-
матических условиях требовало более капитальных жилищ, чем в
условиях Украины и Молдавии.
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |