Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 65 Размер файла: 429 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» отличающаяся от предшествующих, более примитивных культур.На- чавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к ши- рочайшему расселению пастушеских племен ( "культура шнуровой керамики") не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги." "В эпоху шаровых амфор складывается единство на простран- стве от Эльбы до среднего Поднепровья. Лингвисты относят этот 11 от период и последующий этап шнуровой керамики к протославян- ам. Географически эта область шире зоны формирования праслав- янского единства; возможно, что племена шаровых амфор являют- ся предками не только славян, но и германцев и балтийцев без каких-либо заметных внутренних границ между ними.(т. е. т. н. нордической группы - М.Л.). Хронологически этот протославянс- кий период охватывает около 700 лет - от конца 3 тысячелетия до н.э. до середины 2 тысячелетия."(21, с.231) Действительно, Е.К.Черныш в своем разделе сборника (27) на стр. 262 - 263 говорит о том, что "Культура шаровидных ам- фор существовала в 3-м тысячелетии до н.э. на огромной терри- тории от Эльбы до среднего Поднепровья, включая бассейны Дне- стра, Прута и Серета" и пришла на смену культтуре воронковид- ных кубков (4-3 тысячелетие до н.э.), включив ее в свою осн- ову (там же). Необходимо отметить ограниченность этого источника т. к. на территории бывшего СССР представлена лишь небольшая часть этой культуры. "Установлено, что она частично сосуществовала с позднетр- ипольской культурой и поздней фазой воронковидных кубков... На части трипольской территории в Среднем Поднепровье эта группа сменила памятники Триполья. В развитии культуры шаровидных амфор различают три посл- едовательные фазы, охватывающие перид от второй до четвертой четверти 3 тысячелетия до н. э. На территории Польши начало этой культуры документируется радиокарбонной датой образца из Заребова - 2675 (+_ 40) лет до н.э., а ее конец - датой, пол- ученной для погребения в Клементовце - 2225(+_30) лет до н.э. Памятники культуры шаровидных амфор, открытые на территории СССР, соответствуют второй и третьей фазам и относятся к тре- тьей и четвертой четвертям 3 тысячелетия до н.э."(27) Очевидно наиболее поздняя дата существования этой культ- уры соответствует времени начала дифференциации индо-европей- цев на составлявшие их народы. "У носителей культуры шаровых амфор существовал очень торжественный обряд погребения в монументальных каменных гро- бницах, над которыми иногда насыпали курганы. Иногда покойни- ков сжигали. Есть особые захоронения животных. Известны слу- чаи, когда покойника привозили на парной упряжке быков и этих животных хоронили вместе с умершим. Такие пышные похороны свидетельствуют о значительных социальных сдвигах. Еще ярче об этом говорят парные и коллективные захоронения. В парных погребениях мужчина хоронился в сидячем положении, а женщина- у его ног (предпологается ритуальное убийство). В другом - у ног умершего юноша и девушка. В предгробии - скорченный кост- як мужчины. Мужчин хоронили с оружием, женщинам клали костя- ные и янтарные украшения. Орнаментация посуды крайне упрощена.Сохраняются мисы-ча- ры с волнистой линией, которая может символизировать воду; 12 остальные сосуды украшались очень ритмичным, но простеньким бессюжетным узором. Изредка наблюдается орнаментация дна сос- уда, его внешней, нижней стороны."(21, с.231) "На территории Советского Союза поселения культуры шаров- идных амфор пока (1980 г.) не обнаружены, но зафиксировано около 120 отдельных погребений и находок. Поселения, исследо- ванные в Польше, Чехословакии, ГДР и ФРГ, состояли из полузе- млянок и наземных домов трапецевидной в плане формы с очагом в центре. Культурный слой поселений беден. Различия в констр- укциях погребальных сооружений, обряде погребения и вещевом материале позволили И. К. Свешникову выделить две локальные группы памятников рассматриваемой культуры - подольскую и во- лынскую."(27) "...Погребальный инвентарь довольно беден. Он состоит из одого-двух сосудов, каменных орудий, костяных и янтарных укр- ашений, костей животных (домашней свиньи)...."(27) "Каменные орудия, происходящие из могильников Волыни и Подолии, одинаковы. Это хорошо отполированные кремневые кли- новидные топоры, прямоугольные в поперечном сечении, долота, ножи, сверленые топоры и молоты. Среди пластинчатых ножей из- вестен экземпляр с заполированным рабочим краем. Обычно запо- лированность пластин является следствием использвания их в качестве серпов. В числе изделий из кремня отметим также нак- онечник стрелы треугольной формы с черешком. Для памятников культуры шаровидных амфор типичны украшенные резьбой костяные подковообразные поясные пряжки с прорезями и мелкими круглыми отверстиями, подвески из клыков кабана и зубов медведя, глин- яные бусины, янтарные цилиндрические бусины и округлые подве- ски. Среди янтарных изделий имеется амулет с отверстием в це- нтре. С одной стороны на нем помещен символ солнца - крест, с другой - схематичное изображение трех человек с луками и стрелами. Известны и медные украшения."(27, с.263) Можно предположить, что более северные территории Поль- ши и Германии использовались для зимовок, а более южные для отгонного скотоводства, где во время летнего периода сооружа- лись лишь легкие жилищаи п.э.следов их здесь и не обнаружено. Разные варианты захоронений могли принадлежать разным, но ро- дственным племенам, входившим в состав индоевропейцев. Но могло быть и так, что более северное местоположение индоевропейцев ближе к берегам Балтики при более суровых кли- матических условиях требовало более капитальных жилищ, чем в условиях Украины и Молдавии. Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |