Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 65 Размер файла: 429 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» Различие между двумя вариантами культуры состоит в том, что подольский вариант по своей сути однороден и отличается от волынского формой сосудов и их украшениями. В волынском варианте наряду с погребениями подольского типа имеется еще 4 вида погребений с однородным составом керамики, отличающей- ся от подольской. "Для подольского варианта культуры характерны грунтовые 13 могильники с трупоположением в прямоугольных гробницах, не отмеченных на поверхности. Гробницы имеют формы ящиков,стены, дно и перекрытия которых составлены из крупных каменных плит прямоугольной формы. Погребения (одиночные, парные и коллект- ивные) совершены обычно в скорченном положении на боку или на спине. Кроме того, зафиксированно несколько захоронений мужч- ин в сидячем положении. Твердой ориентировки, видимо,не было, так как в одних случаях каменный ящик длинной осью ориентиро- ван по линии север-юг, а в других - по линии северо - запад - юго-восток..."(27) Если принять гипотезу о сезонных пермещениях индоевроп- ейцев, то все-таки погребения ориентированы в направлении зи- мних поселений, распологавшихся на северо- запад от захороне- ний на обследованной территории СССР. А наличие ориентации север-юг говорит лишь о неумении четко различать стороны све- та на этапе энеолита истории человечества. "...Шаровидные амфоры подольского варианта представляют собой сосуды с округлым туловом, ровным или круглым дном, ци- линдрической шейкой и двумя - четырьмя ушками у ее основания. Преобладающим мотивом орнамента являются горизонтальные ряды переплетающихся линий, создающих овалы или ромбы в комбинации со свисающими треугольниками. Треугольники заполнены дуговид- ными углублениями ("рыбья чешуя") или пересекающимися штриха- ми, проведенными параллельно сторонам треугольника. Часто ис- пользуется в орнаменте и мотив "елочки". Некоторые сосуды ук- рашены рядами полукруглых углублений, коротких вертикальных штрихов или оттисками шнура. Сосуды с яйцевидным туловом, ок- руглым или несколько сплющенным дном, цилиндрической шейкой и двумя - четырьмя ушками у основания шейки орнаментированы тем же способом. Миски редки, крышки имеют форму низкого цилинд- ра." (27,с.263;см.рис.1) "Для волынского варианта культуры характерны погребаль- ные сооружения 5-и типов: 1.Прямоугольный ящик из каменных плит; 2.Каменный ящик с небольшой пристройкой "сенями"; 3.Гробница из 2-х вертикально- поставленных плит, прикры- тых сверху горизонтальной плитой; 4.Каменный ящик под курганной насыпью. 5.Грунтовые захоронения без ящика, найденные в последнее время. На Волыни погребения совершены, как чаще по обряду труп- оположения в скорченном состоянии, так и трупосожжения.... - зафиксированы мужские захоронения в сидячем положении возле скорченных женских костяков. Иногда умерших посыпали красной охрой. Известен случай, когда погребенный мужчина был положен на слой древесного угля. Наряду с коллективными (до 10 челов- ек) практиковались и одиночные погребения. Прах кремированных клали на дно каменного ящика или помещали в сосуд. Шаровидные амфоры волынского варианта имеют ручки, прик- 14 репленные чуть ниже шейки. Орнамент, украшающий верхнию часть сосуда, состоит из рядов коротких вертикальных линий и линий, образующих зигзаг или "елочку". Реже используются круглые ям- ки, полукруглые углубления, оттиски шнура ввиде рядов со спу- скающимися с них фестонами. Имеются также высокие стройные амфоры с небольшим дном, яйцевидным туловом, высокой шейкой и четырьмя ушками на плечиках; глубокие чаши с яйцевидным туло- вом и округлым дном; плоскодонные широкогорлые горшки; сосуды со сферическим туловом, с высокой шейкой и без шейки с ручка- ми вверху; миски; крышки."(27, с.263;см.рис1) "О хозяйстве общин культуры шаровидных амфор в разное время высказывались различные предположения. Близким к истине не представляется мнение о животноводческо - земледельческой основе их хозяйства, которому сопутствовала охота и,очевидно, собирательство. В остеологическом материале из культурных слоев и погребений преобладают кости коровы; второе место за- нимают кости свиньи, а кости овцы и козы занимают не более 10%. В отдельных случаях зафиксированы кости лошади и ритуа- льные захоронения лошадей. Вместе с тем заметное преобладание в стаде крупного рогатого скота и свиней указывает на придом- ный характер скотоводческой практики, а следовательно, и на оседлость, что документируется остатками договременных посел- ений. Установлено, что памятники культуры шаровидных амфор расположены исключительно в районах плодородных почв, т. е. там, где были наилучшие условия для ведения земледелия. Свид- етельствами наличия земледелия являются также находки отпеча- тков зерен ячменя и пшеницы, кремневых лезвий серпов и камен- ных наконечников мотыг. Керамика рассматриваемой культуры близка посуде древних земледельческих племен Юго - Восточной Европы. Шаровидные амфоры ассоциируются с трипольскими сосуд- ами, приспособленными для хранения зерна под плотно закрытой крышкой. Таким образом культура шаровидных амфор определенное время сосуществует с культурами шнуровой керамики, но исчеза- ет ранее наступления наиболее поздней фазы последних, а в во- сточных своих пределах, как уже говорилось, несколько ранее финальной фаы позднетрипольской культуры."(27, с.263) "Культура шаровых амфор, в известной мере, перерастает в культуру шнуровой керамики, существующую почти до середины 2 тысячелетия до н.э. Дальнейшее развитие общества с нарушенным первобытным равенством (появляются воины и вожди, усиливается межплемен- Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |