Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 65
Размер файла: 429 Кб
Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»

               Различие между двумя  вариантами культуры состоит в том,
          что подольский  вариант по своей сути  однороден и отличается
          от волынского  формой  сосудов и их  украшениями. В волынском
          варианте наряду с  погребениями  подольского типа имеется еще
          4 вида погребений с однородным составом керамики, отличающей-
          ся от подольской.
              "Для подольского варианта культуры  характерны грунтовые
                                       13
          могильники с трупоположением  в  прямоугольных  гробницах, не
          отмеченных на поверхности. Гробницы имеют формы ящиков,стены,
          дно и перекрытия которых  составлены из крупных каменных плит
          прямоугольной формы. Погребения (одиночные, парные и коллект-
          ивные) совершены обычно в скорченном положении на боку или на
          спине. Кроме того, зафиксированно несколько захоронений мужч-
          ин в сидячем положении. Твердой ориентировки, видимо,не было,
          так как в одних случаях каменный ящик длинной осью ориентиро-
          ван по линии север-юг, а в других - по линии северо - запад -
          юго-восток..."(27)
               Если принять гипотезу о сезонных пермещениях индоевроп-
          ейцев, то все-таки погребения ориентированы в направлении зи-
          мних поселений, распологавшихся на северо- запад от захороне-
          ний на  обследованной  территории СССР.  А наличие ориентации
          север-юг говорит лишь о неумении четко различать стороны све-
          та на этапе энеолита истории человечества.
              "...Шаровидные амфоры  подольского  варианта представляют
          собой сосуды с округлым туловом, ровным или круглым дном, ци-
          линдрической шейкой и двумя - четырьмя ушками у ее основания.
          Преобладающим мотивом орнамента являются  горизонтальные ряды
          переплетающихся линий, создающих овалы или ромбы в комбинации
          со свисающими треугольниками. Треугольники заполнены дуговид-
          ными углублениями ("рыбья чешуя") или пересекающимися штриха-
          ми, проведенными параллельно сторонам треугольника. Часто ис-
          пользуется в орнаменте и мотив "елочки". Некоторые сосуды ук-
          рашены рядами полукруглых  углублений, коротких  вертикальных
          штрихов или оттисками шнура. Сосуды с яйцевидным туловом, ок-
          руглым или несколько сплющенным дном, цилиндрической шейкой и
          двумя - четырьмя ушками у основания шейки орнаментированы тем
          же способом. Миски  редки, крышки имеют форму низкого цилинд-
          ра." (27,с.263;см.рис.1)
              "Для волынского варианта  культуры характерны  погребаль-
          ные сооружения 5-и типов:
              1.Прямоугольный ящик из каменных плит;
              2.Каменный ящик с небольшой пристройкой "сенями";
              3.Гробница из 2-х вертикально- поставленных плит, прикры-
                тых сверху горизонтальной плитой;
              4.Каменный ящик под курганной насыпью.
              5.Грунтовые захоронения без ящика, найденные в последнее
                время.
               На Волыни погребения совершены, как чаще по обряду труп-
          оположения в скорченном состоянии, так и трупосожжения....  -
          зафиксированы  мужские захоронения  в сидячем положении возле
          скорченных женских костяков. Иногда  умерших посыпали красной
          охрой. Известен случай, когда погребенный мужчина был положен
          на слой древесного угля. Наряду с коллективными (до 10 челов-
          ек) практиковались и одиночные погребения. Прах кремированных
          клали на дно каменного ящика или помещали в сосуд.
               Шаровидные амфоры волынского варианта имеют ручки, прик-
                                       14
          репленные чуть ниже шейки. Орнамент, украшающий верхнию часть
          сосуда, состоит из рядов коротких вертикальных линий и линий,
          образующих зигзаг или "елочку". Реже используются круглые ям-
          ки, полукруглые углубления, оттиски шнура ввиде рядов со спу-
          скающимися с них фестонами. Имеются  также  высокие  стройные
          амфоры с небольшим дном, яйцевидным туловом, высокой шейкой и
          четырьмя ушками на плечиках; глубокие чаши с яйцевидным туло-
          вом и округлым дном; плоскодонные широкогорлые горшки; сосуды
          со сферическим туловом, с высокой шейкой и без шейки с ручка-
          ми вверху; миски; крышки."(27, с.263;см.рис1)
              "О хозяйстве  общин  культуры  шаровидных  амфор в разное
          время высказывались различные предположения. Близким к истине
          не представляется мнение  о животноводческо - земледельческой
          основе их хозяйства, которому сопутствовала охота и,очевидно,
          собирательство. В  остеологическом  материале  из  культурных
          слоев и погребений преобладают кости коровы; второе место за-
          нимают кости свиньи, а кости  овцы  и  козы занимают не более
          10%. В отдельных  случаях зафиксированы кости лошади и ритуа-
          льные захоронения лошадей. Вместе с тем заметное преобладание
          в стаде крупного рогатого скота и свиней указывает на придом-
          ный характер  скотоводческой  практики, а следовательно, и на
          оседлость, что документируется остатками договременных посел-
          ений. Установлено, что памятники  культуры  шаровидных  амфор
          расположены  исключительно в районах  плодородных почв, т. е.
          там, где были наилучшие условия для ведения земледелия. Свид-
          етельствами наличия земледелия являются также находки отпеча-
          тков зерен ячменя и пшеницы, кремневых лезвий серпов и камен-
          ных  наконечников  мотыг. Керамика  рассматриваемой  культуры
          близка посуде древних  земледельческих племен Юго - Восточной
          Европы. Шаровидные амфоры ассоциируются с трипольскими сосуд-
          ами, приспособленными  для хранения зерна под плотно закрытой
          крышкой.
               Таким образом  культура  шаровидных  амфор определенное
          время сосуществует с культурами шнуровой керамики, но исчеза-
          ет ранее наступления наиболее поздней фазы последних, а в во-
          сточных своих  пределах, как уже  говорилось, несколько ранее
          финальной фаы позднетрипольской культуры."(27, с.263)
              "Культура  шаровых амфор, в известной мере, перерастает в
          культуру шнуровой керамики, существующую почти  до середины 2
          тысячелетия до н.э.
               Дальнейшее развитие общества  с  нарушенным  первобытным
          равенством (появляются воины и вожди, усиливается  межплемен-

Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Лебединский М., Сборник трудов