|
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 65 Размер файла: 429 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» Различие между двумя вариантами культуры состоит в том,
что подольский вариант по своей сути однороден и отличается
от волынского формой сосудов и их украшениями. В волынском
варианте наряду с погребениями подольского типа имеется еще
4 вида погребений с однородным составом керамики, отличающей-
ся от подольской.
"Для подольского варианта культуры характерны грунтовые
13
могильники с трупоположением в прямоугольных гробницах, не
отмеченных на поверхности. Гробницы имеют формы ящиков,стены,
дно и перекрытия которых составлены из крупных каменных плит
прямоугольной формы. Погребения (одиночные, парные и коллект-
ивные) совершены обычно в скорченном положении на боку или на
спине. Кроме того, зафиксированно несколько захоронений мужч-
ин в сидячем положении. Твердой ориентировки, видимо,не было,
так как в одних случаях каменный ящик длинной осью ориентиро-
ван по линии север-юг, а в других - по линии северо - запад -
юго-восток..."(27)
Если принять гипотезу о сезонных пермещениях индоевроп-
ейцев, то все-таки погребения ориентированы в направлении зи-
мних поселений, распологавшихся на северо- запад от захороне-
ний на обследованной территории СССР. А наличие ориентации
север-юг говорит лишь о неумении четко различать стороны све-
та на этапе энеолита истории человечества.
"...Шаровидные амфоры подольского варианта представляют
собой сосуды с округлым туловом, ровным или круглым дном, ци-
линдрической шейкой и двумя - четырьмя ушками у ее основания.
Преобладающим мотивом орнамента являются горизонтальные ряды
переплетающихся линий, создающих овалы или ромбы в комбинации
со свисающими треугольниками. Треугольники заполнены дуговид-
ными углублениями ("рыбья чешуя") или пересекающимися штриха-
ми, проведенными параллельно сторонам треугольника. Часто ис-
пользуется в орнаменте и мотив "елочки". Некоторые сосуды ук-
рашены рядами полукруглых углублений, коротких вертикальных
штрихов или оттисками шнура. Сосуды с яйцевидным туловом, ок-
руглым или несколько сплющенным дном, цилиндрической шейкой и
двумя - четырьмя ушками у основания шейки орнаментированы тем
же способом. Миски редки, крышки имеют форму низкого цилинд-
ра." (27,с.263;см.рис.1)
"Для волынского варианта культуры характерны погребаль-
ные сооружения 5-и типов:
1.Прямоугольный ящик из каменных плит;
2.Каменный ящик с небольшой пристройкой "сенями";
3.Гробница из 2-х вертикально- поставленных плит, прикры-
тых сверху горизонтальной плитой;
4.Каменный ящик под курганной насыпью.
5.Грунтовые захоронения без ящика, найденные в последнее
время.
На Волыни погребения совершены, как чаще по обряду труп-
оположения в скорченном состоянии, так и трупосожжения.... -
зафиксированы мужские захоронения в сидячем положении возле
скорченных женских костяков. Иногда умерших посыпали красной
охрой. Известен случай, когда погребенный мужчина был положен
на слой древесного угля. Наряду с коллективными (до 10 челов-
ек) практиковались и одиночные погребения. Прах кремированных
клали на дно каменного ящика или помещали в сосуд.
Шаровидные амфоры волынского варианта имеют ручки, прик-
14
репленные чуть ниже шейки. Орнамент, украшающий верхнию часть
сосуда, состоит из рядов коротких вертикальных линий и линий,
образующих зигзаг или "елочку". Реже используются круглые ям-
ки, полукруглые углубления, оттиски шнура ввиде рядов со спу-
скающимися с них фестонами. Имеются также высокие стройные
амфоры с небольшим дном, яйцевидным туловом, высокой шейкой и
четырьмя ушками на плечиках; глубокие чаши с яйцевидным туло-
вом и округлым дном; плоскодонные широкогорлые горшки; сосуды
со сферическим туловом, с высокой шейкой и без шейки с ручка-
ми вверху; миски; крышки."(27, с.263;см.рис1)
"О хозяйстве общин культуры шаровидных амфор в разное
время высказывались различные предположения. Близким к истине
не представляется мнение о животноводческо - земледельческой
основе их хозяйства, которому сопутствовала охота и,очевидно,
собирательство. В остеологическом материале из культурных
слоев и погребений преобладают кости коровы; второе место за-
нимают кости свиньи, а кости овцы и козы занимают не более
10%. В отдельных случаях зафиксированы кости лошади и ритуа-
льные захоронения лошадей. Вместе с тем заметное преобладание
в стаде крупного рогатого скота и свиней указывает на придом-
ный характер скотоводческой практики, а следовательно, и на
оседлость, что документируется остатками договременных посел-
ений. Установлено, что памятники культуры шаровидных амфор
расположены исключительно в районах плодородных почв, т. е.
там, где были наилучшие условия для ведения земледелия. Свид-
етельствами наличия земледелия являются также находки отпеча-
тков зерен ячменя и пшеницы, кремневых лезвий серпов и камен-
ных наконечников мотыг. Керамика рассматриваемой культуры
близка посуде древних земледельческих племен Юго - Восточной
Европы. Шаровидные амфоры ассоциируются с трипольскими сосуд-
ами, приспособленными для хранения зерна под плотно закрытой
крышкой.
Таким образом культура шаровидных амфор определенное
время сосуществует с культурами шнуровой керамики, но исчеза-
ет ранее наступления наиболее поздней фазы последних, а в во-
сточных своих пределах, как уже говорилось, несколько ранее
финальной фаы позднетрипольской культуры."(27, с.263)
"Культура шаровых амфор, в известной мере, перерастает в
культуру шнуровой керамики, существующую почти до середины 2
тысячелетия до н.э.
Дальнейшее развитие общества с нарушенным первобытным
равенством (появляются воины и вожди, усиливается межплемен-
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |