Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 65
Размер файла: 429 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

          ся и военные морские походы, в которых наряду с готами (южная
          приморская часть черняховской культуры) участвуют и  какие-то
          "скифы",в которых", по всей вероятности, следует видеть юго -
          восточную часть славянства."
               Славяне опять оказались на  предгосударственной  стадии,
          но как и в 3-м веке до н.э. во время нашествия  сарматов, так
                                       33
          и теперь этот процесс был прерван в 375 г. нашествием гуннов.
          (20, с.29-31).
              "Первое знакомство с римлянами - "волохами" - могло про-
          изойти у праславян во время проникновения отдельных их  групп
          с северо-востока в Прикарпатье и левобережное Подунавье во 2-
          3 вв. Однако это проникновение приостанавливается на рубеже 2
          -3 вв. в связи с движением гото-гепидов из Повисленья в Прич-
          ерноморье. Лишь в 6 в., когда массы  славян вслед за готами и
          геппидами, заимствуя у Германцев название реки Дунай и обозн-
          ачение местного, в основном, романского населения (слав.volch
          из герм. walch, происходящего из кельтского Volkal), эти вза-
          имосвязанные понятия глубоко укореняются в возникающем этнич-
          еском самосознании и эпической памяти "словен". (10, с.11)
              "Прочную южную  границу, которую праславяне не переступа-
          ли до середины 1 тысячелетия н.э., составляла  большая, почти
          непрерывная цепь европейских гор, тянущаяся с запада на вост-
          ок: Рудные  горы, Исполинские  горы, Судеты, Татры, Бескиды и
          Карпаты. Этот горный барьер играл важную роль в истории перв-
          обытных европейцев, резко разделяя судьбы племен на юг  и  на
          север от него.
               Прародина в очерченном  выше виде первоначально не дохо-
          дила до  Балтийского  моря, но все реки ее западной  половины
          текли с юга на север и впадали в море, что облегчало проникн-
          овение к берегам  Янтарного  моря. На севере и северо-востоке
          никаких  естественных  рубежей, кроме лесных массивов и болот
          не было. И для тишинецкого и для зарубинецкого времени мы на-
          блюдаем колонизационные устремления на северо-восток, в межд-
          дуречье Днепра и Десны, граница здесь размыта и  недостаточно
          ясна.
               На юго-востоке рубеж  прародины проходил примерно по юж-
          ной границе лесостепи, не выходя в степь. Реки здесь (Днестр,
          Буг, Днепр) текли в Черное море, что облегчало связи с  более
          южными племенами; горного барьера здесь не было."(21, с.229)
              "Важнейшим  событием конца 5 - середины 6 века было нача-
          ло великого  расселения славян  на юг, за Дунай, на  Балканс-
          кий полуостров, когда славянские дружины отвоевали и  засели-
          ли почти половину Византийской империи. Потоки колонистов шли
          как от западной половины славянства  ("славены", искаженное -
          "склавины"), так и от восточной ("анты", наименование  данное
          соседями; очевидно, "окраинные"). Грандиозное по своим масшт-
          абам движение славян на Дунай и за Дунай перекроило всю этни-
          ческую и политическую карту раннесредневековой Европы...."
          (20, с.31)
              "В 6-середине 7 вв., когда в Подунавье фиксируются огром-
          ные массы славян, проникающих сюда из областай, лежавших сев-
          еро-восточнее Карпат, которые они заняли еще в 5 в., двигаясь
          с северо-востока, из своей  "прародины", на  территории ныне-
          шней Белоруссии."(10, с.8)
              "Славянские  древности 5-7 вв. известны на обширной терр-
                                       34
          итории  Средней  и  Восточной  Европы - от Эльбы на западе до
          Днепра и Волхова на  Востоке и от побережья  Балтийского моря
          на севере до  Балканского  полуострова  и Пелопонесса на юге.
          Важнейшими этнографическими  признаками  культуры славян того
          времени являются лепная  глиняная посуда, домостроительство и
          погребальная обрядность. Именно по этим признаками славянские
          древности отчетливо выделяются среди синхронных..."(22,с.10)
               Материальная  культура славян того времени не была еди-
          ной, как и не было при единстве общего языка  диалектического
          единства. На основании археологических материалов 5-7 вв. вы-
          деляются 3 крупные диалекто-племенные группировки славянства:

1. ПРАЖСКО - КОРЧАКСКАЯ КУЛЬТУРА
               Характеризуется пражско-корчакской керамикой, наземными
          срубными домами с типично славянским интерьером, а также зах-
          оронениями по обряду кремации  умерших в грунтовых могильник-
          ах. В 6-7 вв. появляются первые курганные  захоронения, кото-
          рые постепенно вытесняют грунтовые труппосожжения. Эта групп-
          ировка  славян  расселилась на широкой  территории от верхней
          Зльбы на западе  до  Припятского  Полесья на востоке, включая
          верхние и средние течения Вислы и Одры.(22,с.10;см.рис.3)
              "В настоящее время погребальный обряд славян второй поло-
          вины 1-го тысячелетия н. э. изучен обстоятельно и на  весьма
          широкой территории Европы от Эльбы на  Западе до  Поднепровья
          на востоке. В лесной зоне славянского расселения вплоть до 10
          в. безраздельно господствовал  обряд  трупосожжения. В раннее
          время захоронения совершались в грунтовых могильниках, в  6-7
          вв. зарождается и широко  распространяется  обычай  сооружать
          курганные насыпи. В различных регионах славянского расселения
          курганы различаются некоторыми незначительными деталями стро-
          ения, но погребальный обряд всюду однообразен.
               Кремация  умерших  совершалась, как правило, на стороне,
          вне курганов. Остатки  трупосожжений (кальцинированные  кости
          без пепла или с небольшим количеством золы), собранные с пог-
          ребального костра, помещались в курганные насыпи индивидуаль-
          но, т.е. для каждого захоронения рыли в насыпи или в ее осно-
          вании  ямку  или устраивали  небольшую площадку для помещения
          костей кучкой. Основная масса погребений безурновая и безинв-
          ентарная. Лишь в сравнительно немногих случаях остатки сожже-
          ния  помещались в глиняные (реже  берестяные)  урны. Наряду с
          керамикой  и домостроительством  погребальный  обряд является
          важнейшим  этнографическим признаком славянской культуры 3-ей
          четверти 1-о тысячелетия н.э. Именно по этим элементам славя-

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Лебединский М., Сборник трудов