Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 65
Размер файла: 429 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

          ной обмен, начинается социальное расслоение) повело к широча-
          йшему расселению конных воинов-пастухов по Центральной и Вос-
          точной Европе. Они еще не стали кочевниками, регулярно перег-
          онявшими свои стада, они занимались  и земледелием, разводили
          свиней, что не совместимо  с перекочевками, но они пасли свои
          стада на более широких пространствах и перемещались свободнее
          чем пахари.
                                       15
               Приблизительной  областью, откуда  началось  постепенное
          расселение племен шнуровой керамики (или, как ее иначе назыв-
          ают, культуры  боевых  топоров), считают  лесное пространство
          между Вислой и  Днепром. Южная  половина  этого  пространства
          стала в ближайшем будущем местом формирования праславян. Дош-
          ли "шнуровики"  в  своем  неторопливом перемещении на быках и
          конях до Финского залива, Верхней  и  Средней Волги вплоть до
          Самарской луки.
               Расселение это шло крайне  неравномерно с постоянным пе-
          ремешиванием масс переселявшихся. Поэтому едва ли стоит отыс-
          кивать предков славян в этом, еще "не проварившимся", этниче-
          ском месиве. Но несмотря на все это исследователи недаром вы-
          делили это время в отдельное рассмотрение.
               Погребальный  обряд явно  показывает  социальное рассло-
          ение. Наличие ввиде главного погребенного - мужчины  и ритуа-
          льного убийства женщины у его ног, показывает победу патриар-
          хальных отношений. Так и должно было быть, раз усилилось ско-
          товодство. Появились "главные" покойники и их"сопровождающие"
          (или "съмерды" - "со мертвым") - обязанные сопровождать мерт-
          веца  в потустороний мир, "соумирать" с ним.
               Новое явление - курганы - м.б.это модель округлого мира,
          который лучше и дальше видно с двигающегося коня, чем копаясь
          в земле на одном месте."(21, с.231-233)
               Как выглядели индо-европейцы, практически, неизвестно,но
          Бэшем в своей книге приводит примерный вид  индоевропейцев по
          ведам - священным наиболее древним книгам, предшествующим со-
          зданию религии индуизма и отражавшим, фактически, родоплемен-
          ную структуру и идеологию индоевропейцев еще времен их движе-
          ния из Восточной Европы по причерноморским степным пространс-
          твам.
              "....это были высокие, довольно светлокожие  люди, в бо-
          льшинстве длинноголовые. Они приручили лошадей и  впрягали их
          в легкие повозки на трех колесах со спицами...Эти люди заним-
          ались, главным образом, скотоводством  и немного земледелием.
          В начале 2-го  тысячелетия либо  из-за  пернаселенности, либо
          из-за засухи, поразившей  пастбища, или вследствие обеих этих
          причин эти народы пришли в движение. Они мигрировали группами
          в западном, южном и восточном направлениях, покоряли  местные
          ные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхуш-
          ку. Они  приносили  с собой патрилинейную систему родства,...
          умение пользоваться  конными колесницами...Некоторые - предки
          современных балтийских  и  славянских  народов - остались  на
          своей прародине."(3, с.37)
               Действительно, Гумилев  в  своей книге (5) на стр. 273 в
          "Сводной таблице изменений степени увлажненности Евразийского
          континента (на материале палеонтографии) показывает для 4 - 3
          тысячелетия до н.э. стадию усыхания - очевидно  в  результате
          наступления бескормицы скота и подвинуло индо - европейцев на
          выселение на юго-восток, где согласно той же таблицы фиксиро-
                                       16
          валось состояние увлажнения.
               Идеология индо-еврпейцев, как  показывает  Гусева (6) на
          стр.15, была изложена "в литературе ведизма (от слова "веды")
          - четыре сборника священных песнопений  и  ритуальных  правил
          той эпохи: "Ригведа", "Яджурведа","Самаведа" и "Атхарваведа".
          Арьи распространяли в Индии ведизм и воспринимали многие эле-
          менты культуры и религии местного значения".
              "Один весьма авторитетный  индийский ученый  относил дату
          ее создания ("Ригведы") даже к 6000 г до н.э. (3, с.39). Т.е.
          ко времени начала пути индо-европейцев  с далекой  прародины.
              "Следует вспомнить и о том, что труды  многих древнеинди-
          йских философов, создававших памятники ведической литературы,
          основаны на принципе отрицания бога и даже наполнены аппеляц-
          иями к первобытной магии без упоминания бытия божьего. К вед-
          ической литературе относятся 6 "веданг" (букв."частей вед") и
          4 "упаведы" (буквально "прилежащие к ведам"), которые  лишь в
          1 своей части - "кальпасутре" (правил поведения), могут  быть
          в какой-то  мере связаны  с  религией. Эти памятники содержат
          зерна научного знания и посвящены разработке (естественно, на
          уровне той  эпохи) таких  проблем, как  фонетика, этимология,
          грамматика, поэтика, астрономия, медицина, механика, архитек-
          тура и др."(6, с.17)
               Веды отражают  уровень идеологии  первобытно - общинного
          общества, еще до его разложения при переходе к классовому об-
          ществу. Этому соответствует безрелигиозный этап истории чело-
          веческого  общества. Развитая  система  божеств возникает при
          возникновении имущественного неравенства и при  необходимости
          подтверждения законности власти богатых  слоев населения  над
          остальным обществом. При этом в первую очередь возникало пок-
          лонение божествам, олицетворяющим силы природы. Именами богов
          становились самоназвание этих сил природы,от негативного вли-
          яния которых первобытный человек пытался спастись путем прос-
          тейших магических действий. Возникавший на более поздних эта-
          пах истории пантеон богов у всех народов, выделившихся из ин-
          до-европейского единства, был в чем-то подобен. Индийский па-
          нтеон "Ригведы", возникший, примерно во 2-м тысячелетии до н.
          э.(3, с.251-255) состоял, в основном, из мужских божеств, ол-
          ицтворяющих грозные небесные явления. Женских божеств у древ-
          них индо-европейцев было очень мало и о  них остались  весьма
          неопределенные лирические предания.
               Основными объектами почитания были дэвы (слово, родстве-
          нное  латинскому "deus"). Слово  это - производное  от  корня

Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Лебединский М., Сборник трудов