|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» Франции, восстание католиков в Англии и папская булла отлучения английской
королевы Елизаветы придали книге Монтануса особенно актуальный характер, и
она уже в 1568 г. была переведена на французский и немецкий языки, а в
следующие годы выдержала много изданий и переводилась на разные языки. Быть
может, в видах ослабления впечатления от книги Монтануса сицилийский
инквизитор Людовик Парамо выпустил в 1598 г. в Мадриде книгу на латинском
языке "О происхождении и развитии святой инквизиции" - первый исторический
труд, написанный в духе ортодоксального католицизма. Парамо начинает историю
инквизиции с Адама и Евы и их считает первыми еретиками; первым же
инквизитором был Бог: "Statim igitur Deus... primus magister et maximus". На
Адама и Еву было надето и первое санбенито, а изгнание из рая означало
первую конфискацию имущества еретиков. "Историческая" книга Парамо
превращается в тем более смелую апологию инквизиции, что дело идет, по его
словам, о строгом подражании действиям самого Бога, а потому всякое
уклонение от них уже является неописуемым преступлением. Прошло почти целых
сто лет, прежде чем появилось серьезное исследование голландского
протестанта Филиппа Лимборха, давшего в своей латинской "Истории инквизиции"
(Амстердам, 1692) научно разработанный и обширный материал по истории
деятельности различных инквизиционных трибуналов. Но Лимборх лишь вскользь
говорит об испанской инквизиции; все его внимание было сосредоточено на
южнофранцузском движении альбигойцев, на его подавлении только что
призванной к жизни инквизицией. Как ни важен был труд Лимборха в области
историографии инквизиции вообще, для испанской он существенного значения не
мог иметь, тем более что Лимборх, разумеется, не располагал правом доступа к
богатейшим испанским архивам, и ему приходилось пользоваться случайными
материалами, а не достоверными и подлинными, какие характеризовали его
исследования по истории южнофранцузской инквизиции. Невозможность
использования испанских архивов лицами, не принадлежавшими к числу
служителей инквизиции, лишала значения и дальнейшие работы протестантских
историков, и даже поздняя (Лейпциг, 1784) двухтомная немецкая книга Крамера
страдала обычными недостатками антиинквизиционных работ, вышедших в свет до
появления "Критической истории" Льоренте с легшими в ее основу двумя томами
материалов, напечатанными в 1812 - 1813 гг. Льоренте в Мадриде. Для борьбы с
влиянием книги Льоренте католический мир выдвинул знаменитого реакционного
писателя Жозефа де Местра. Но, несмотря на резкий и победоносный тон и на
смелость, с которой его памфлет "Lettres a un gentilhomme russe sur
l'inquisition espagnole" защищал костры в делах веры, он не мог затмить
книги Льоренте, и в течение свыше полустолетия "Критическая история"
оставалась единственной авторитетной книгой в области испанской инквизиции.
Все попытки бенедиктинца Гамса и епископа Геделе развенчать славу книги
Льоренте путем указания на отдельные ее ошибки и промахи не имели успеха.
Если теперь книга Льоренте потеряла часть своего значения, то причина лежит
в обширной научной разработке, которой подверглись с 90-х годов прошлого
века отдельные моменты деятельности испанской инквизиции. В Бельгии,
Голландии и Германии было опубликовано большое количество архивных
документов, проливших новый свет как на преследование нидерландских
протестантов в царствование Карла V и Филиппа II, так и на искоренение
лютеранства в течение 50 - 70-х годов XVI в. на Пиренейском полуострове. В
этом отношении особенно ценны многочисленные работы школы гентского
профессора Пауля Фредерика. Отдельные монографии, написанные на основании
архивных данных, равно как опубликование многих протоколов инквизиционных
трибуналов подготовили почву для создания и общей новой картины деятельности
инквизиции. В 1906 - 1907 гг. и вышла четырехтомная "История испанской
инквизиции" на английском языке американского ученого Генри Чарльза Ли,
составившая новую веху в историографии инквизиции благодаря строго
проведенному и научному подбору материала и обилию архивных данных. На
русском языке в 1914 г. вышла "История инквизиции в Испании" С. Г.
Лозинского; в 1927 г. - переработанное сокращенное издание этой книги под
названием "Святая инквизиция".
Как ни велико историографическое значение "Критической истории"
Льоренте, с научной точки зрения эта книга страдает очень существенными
недостатками. Несмотря на крики клерикалов и реакционеров о ренегатстве
Льоренте, о его безбожии и измене делу религии, Льоренте в действительности
был и оставался всю жизнь религиозно настроенным, верующим католиком, и
"Критическая история" целиком проникнута религиозным чувством. Автор ее
подходит к католицизму и инквизиции не с атеистической точки зрения, а с
определенно католической, которая сводится к требованию предоставления
"национальной" Церкви "свободы и независимости" путем устранения постоянного
вмешательства во все дела римской курии и поддерживающих ее доминиканцев,
францисканцев и иезуитов. Эта точка зрения Льоренте вполне совпадала с тем,
что во Франции определенная часть духовенства отстаивала под названием
галликанизма. То же явление имело место в Германии, где под однородным, по
существу, лозунгом фебронизма шли архиепископы и крупнейшие епископы. Этот
лозунг о свободе и независимости Церкви был своеобразным "анархизмом"
верхушки епископата, желавшей самостоятельно вершить свои церковные и иные
дела; он встретил отпор одновременно со стороны Рима, материально и морально
заинтересованного в бдительном надзоре над деятельностью Церкви, и со
стороны все усиливавшегося светского государства, не допускавшего мысли о
неподчинении ему какого-либо сословия или "чина" в государстве. И Рим, и
светский абсолютизм, исходя из разных интересов, одинаково отвергали
"свободную" Церковь, но в ее требовании не было ничего антикатолического, а
тем более безбожного. Наоборот, сторонники "свободной" Церкви ссылались на
старину, на далекое прошлое, когда епископальная Церковь не знала над собою
никакой власти, кроме Вселенского собора. Эту точку зрения разделял и
Льоренте. Независимая от контроля Рима и иезуитов испанская Церковь не знала
бы, по его убеждению, того страшного кошмара, в который ввергла Испанию
римская курия, опирающаяся на ненавистные Льоренте монашеские и
полумонашеские ордена. Льоренте не стоит даже на точке зрения обычной
веротерпимости и уверен, что епископальная инквизиция, в противоположность
папистской, римско-иезуитской, без особенного ущерба для страны и с пользой
для католической религии искоренила бы в Испании всякие еретические учения,
в том числе и протестантизм. Эта точка зрения была устарелой и в дни, когда
жил Льоренте; она была преодолена не только в протестантских странах, но в
значительной степени и в католических, и с этой стороны Льоренте был
реакционно мыслящим церковным деятелем, а не передовым, прогрессивным. Эти
взгляды Льоренте подверглись справедливой критике уже давно со стороны
известного немецкого историка Леопольда Ранке. Ранке рядом примеров показал,
как тесно связаны были между собою инквизиция и реакционный испанский
деспотизм и как трудно зачастую провести грань между сферой влияния одного и
другого органа. Сами факты, приводимые Льоренте в "Критической истории",
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |