Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»

евреев, мавров и морисков, предав огню  около  четырехсот  тысяч  человек  и
именем религии преградив путь расцвету искусств, ремесел и торговли, в  коих
преуспевали в то время Англия, Франция, Голландия и другие страны,  несмотря
на их протестантизм.
     Вы узнаете о процессах против герцогов: де  Альба,  де  Альмодовар,  де
Ихар, де Нахера, де Оливарес и де Вильяэрмоса; против маркизов:  де  Авилес,
Альканисес, Ариса, Наррос, Поза, Приего, Сьетеиглесиас и  Терранова;  против
графов: де Аранда, Атарес, Беналькасар,  Кабра,  Ласи,  Монтеррей,  Монтихо,
Мората, О'Рейли, Рикла, Састаго и Трульяс, против  баронов  и  сеньоров:  де
Альбатена, Агравьесо, Аррайо, Айербе, Барболес, Бьескас, Кадрейта,  Кастели,
Кларавалье, Конкас, Лагуна,  Лартоса,  Лусеник,  Монклус,  Пинилья,  Пуррой,
Сьетамо  и  Сисамон,  и  против  многих  других  детей,  братьев  и  близких
родственников  испанских  грандов,  как,  например,   дон   Педро   Кардона,
губернатор и капитан-генерал Каталонии, сын герцога Кардовского; дон Хуан де
Арагон, правнук католического короля; дон Хуан Понсе де Леон, сын  графа  де
Байлена; дон Луис де Рохас, наследник маркиза де Позы;  дон  Альваро  и  дон
Бернадино де Мендоса, из рода герцогов Астурийских; дон  Мигель  де  Гурреа,
близкий родственник герцога де Вильяэрмоса; дон Хаиме  Палафокс;  маркиз  де
Ариса; дон Фадрике Энрикес де Рибера, брат  герцога  де  Алькалы;  дон  Хуан
Фернандес  де  Эредиа,  сын  графа  де  Фуэнтеса,  и  других,  осужденных  в
большинстве своем из-за юридических споров.
     Вам станет  известно,  как  инквизиторы  дерзнули  отлучить  от  Церкви
епископа Мурсии и безвинно бросить его вместе с одним каноником в тюрьму  за
то, что оба чтили короля в лице  его  прелата.  Подобно  этому  был  осужден
епископ Картахены в  Америке,  который,  весьма  прозорливо,  отказал  им  в
судебной власти. Они оскорбили епископа Толедо в самом его  соборе  и  увели
оттуда в свои застенки кантора хора и одного каноника прямо в облачении; а в
другой раз в архиепископском соборе Севильи отлучили  от  Церкви  регента  и
судей Королевского суда за отказ уступить в нем главенствующее место святому
трибуналу.
     Кроме уже сказанного  вы  узнаете  о  том,  что  великий  инквизитор  и
инквизиционный трибунал не подчинялись буллам Его Святейшества, когда те шли
в разрез с их интересами, ссылаясь на противоречие папских приказов  законам
испанского королевства и указам  правительства.  При  этом  трибунал,  когда
хотел, не подчинялся и королю, грозя несогласным буллами с  отлучениями;  и,
наконец, иногда инквизиция не подчинялась ни королю, ни папе, и дело  втайне
предавалось забвению, как это произошло с буллой Бенедикта XIV, Sollidta  et
provida, и указом Карла III, запрещающим объявлять вне  закона  литературный
труд любого католика без слушания дела в суде под наблюдением короля или,  в
случае его смерти или отсутствия, какого-либо  иного  защитника.  Под  видом
неразглашения тайны ничего из этого выполнено не было.
     Эта тайна и есть душа и суть инквизиционного трибунала, она дает жизнь,
поддерживает  и  укрепляет  его   судебную   власть;   с   ней   инквизиторы
осмеливаются, скрывая необходимые  бумаги,  пренебрегать  многими  судебными
соглашениями Кастилии, Арагона, Каталонии,  Валенсии,  Майорки,  Сардинии  и
Сицилии; с ней они возбуждают и поощряют множество скандальных  споров  лишь
для того, чтобы после снять богатый урожай:  аресты  и  отлучения  дворцовых
советников, алькальдов, председателей суда, регентов,  судей,  прокуроров  и
алькальдов королевского апелляционного и окружного судов, главных алькальдов
и коррехидоров городов и районов; с ней же они обманывают (ибо истина -  это
часть  их  тайны)  пап,  королей,   министров,   советников,   вице-королей,
капитан-генералов и разного рода других должностных лиц,  извлекая  из  дела
бумаги, добавляя, уничтожая и исправляя процессуальные документы перед  тем,
как им попасть в руки папы или короля (поэтому  из  предосторожности  их  не
нумеровали,  как  в  документах  архиепископа  Толедо,  главного   нотариуса
Арагона, и других), что в конце концов привело к неповиновению внутри  самой
инквизиции, ведь если великий инквизитор не повинуется королю и не исполняет
его приказы, трибунал инквизиции, в свою очередь, поступает также и  с  ним,
действуя по своему усмотрению в спорных случаях,  а  трибуналы  провинций  в
своих внутренних делах не подчиняются центральному трибуналу. Но в одном они
единодушны - все это делается в атмосфере строгой секретности, ибо  без  нее
развалилось бы все здание.
     Вам станет очевидно, что  Фердинанд  V  использовал  иудаизм  лишь  как
предлог для введения инквизиции, действительной же его целью было  узаконить
конфискации, а папа стремился,  как  обычно,  расширить  пастырскую  вотчину
Рима, желание, с которым Карл V не расстался по  причине  своего  фанатизма,
полагая что только так  можно  избежать  вторжения  лютеранства  в  Испанию;
Филипп  II  сохранил  его  из-за  предрассудков  и   деспотизма,   превратив
инквизицию в министерство полиции,  вопреки  Антонио  Лопесу,  и  в  главное
таможенное  управление  по  борьбе  с  контрабандой  лошадей   во   Францию,
приравнивая это преступление к ереси; Филипп III, Филипп  IV  и  Карл  II  -
из-за тех же предрассудков, опасаясь множества еврейских семей,  вернувшихся
в Испанию после объединения португальского королевства; а Филипп V  -  из-за
ошибочной политики, унаследованной от деда, Людовика  XIV,  короля  Франции,
который полагал, что имея подле себя сорок церковников, можно  считать,  что
корона в безопасности, ибо отсутствие религиозного единства- дурное знамение
для трона; Фердинанд VI и Карл III - по той же причине,  услышанной  ими  от
отца, и Карл IV - потому,  что  революция  во  Франции  послужила  для  него
наглядным подтверждением этого суждения, чему также  способствовали  великие
инквизиторы, которые не переставали  упрочивать  свои  позиции  и  расширять
влияние, как будто нет средства лучше и надежнее для укрепления  королевской
власти, чем террор.
     Беседуя в Париже и Лондоне  с  некоторыми  правоверными  католиками,  я
много раз слышал от них,  что  инквизиция  полезна  Испании  для  сохранения
чистоты католического вероисповедания и что Франция только выиграла бы, имей
она у себя что-либо подобное. Так они и живут в  заблуждении,  полагая,  что
достаточно быть добрым католиком, чтобы не оказаться в застенках инквизиции,
в то время как из-за существования  тайной  системы  уведомления  девять  из
десяти осужденных были ревностные католики, по невежеству или  злому  умыслу
своих доносчиков преследуемые за еретические взгляды. Заключение же об  этом
делал какой-нибудь малограмотный монах, слывущий в простонародье ученым лишь
потому, что он  когда-то  изучал  схоластику.  Инквизиция  лелеет  и  питает
лицемерие, карая не умеющих лгать, но  будучи  бессильной  обратить  в  свою
веру, как мы наблюдали на примере евреев и мавров, которые  крестились  лишь
для того, чтобы остаться в Испании. Первые погибли в огне, а вторые  ушли  в
Африку, оставаясь такими же магометанами, как и их деды до крещения.
     Чтобы сохранить чистоту католицизма в Испании, бросив в огонь и  выслав
из страны более трех миллионов человек, представителей всех  трех  сословий,
достаточно  иметь  лишь  палачей,  свод  законов  и  судей,  которые  бы  их
применяли, и вовсе не обязательно, чтобы эти судьи были,  по  милости  папы,

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции