Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

в предыдущей публикации, восстановлены. (Примеч. ред.)}

     Несмотря на то, что уже более трех веков в Испании существует трибунал,
преследующий еретиков {Напоминаем,  что  эта  книга  была  написана  еще  во
времена существования так называемого трибунала веры. (Примеч. исп.  ред.)},
у нас все  еще  нет  подробной  истории  его  происхождения,  становления  и
развития.
     Многие отечественные и  зарубежные  писатели  говорили  об  учреждениях
инквизиции в  разных  уголках  земли,  подвластных  католической  Церкви,  в
особенности об инквизиции в Испании, но никто не написал об этом  достаточно
полно.
     Это замечание относится в равной мере и  к  труду  французского  автора
XVII века "История инквизиции", и к  "Истории  религиозных  преследований  в
Италии, Испании и Португалии" г-на Лавалье, изданной в Париже в  1819  году.
Предполагается, что материал  для  этой  работы  он  нашел  в  Сарагосе.  Об
испанской инквизиции речь идет в  4-й,  6-й  и  10-й  книгах,  в  том  числе
упоминаются  шесть  вальядолидских  процессов,   но   они   неинтересны   ни
содержанием, ни составом участников, что дает мне право утверждать (хотя и с
сожалением), что г-н Лавалье лишь умножил уже существующие заблуждения.
     Ошибок не избежали и испанские историки. Маканас, ученый весьма трудный
для понимания, в своей бессмысленной "Апологии инквизиции"; отец Монтэйро  в
"Истории  португальской  инквизиции";  анонимный   автор   в   "Историческом
рассуждении о происхождении, развитии и пользе святой инквизиции в Испании",
опубликованном в Мадриде  в  1803  году,  -  все  они,  в  сущности,  обошли
молчанием правдивую историю инквизиции.
     Таким образом, сами испанцы не пришли к единому  мнению  ни  по  поводу
года  начала  существования  инквизиции,  ни  относительно   других   важных
обстоятельств ее возникновения. Даже современники -  Бернальдес,  настоятель
храма в Лос-Паласиосе, и Эрнандо дель Пульгар - не были вполне единодушны  в
своих хрониках времен правления католических королей {Эрнандо дель  Пульгар.
Хроника  католических  королей.  -  Гл.   17;   Бернальдес,   священник   из
Лос-Паласиоса.  Хроника  католических  королей.   -   Гл.   43,   44.},   и,
следовательно,  еще  менее  согласуются  между  собой  Гонсало  де  Ильескас
{Ильескас. Папская история. Т. II. Кн. 6, о католических королях.}, Херонимо
Сурита {Сурита. Летописи Арагона.  Т.  IV.  Кн.  20.  Гл.  49,  год  1485.},
Херонимо Роман {Роман. Республики мира. О христианской республике. Т. I. Кн.
5. Гл. 20.}, Эстеван де Гарибай {Гарибай. Исторический компендий Испании. Т.
II. Кн. 17. Гл. 29; кн. 18. Гл. 12 и 17; кн. 19. Гл.  1.},  Луис  де  Парамо
{Парамо. О происхождении и успехах инквизиции. Кн. 2. Гл. 4.},  Диего  Ортис
{Ортис. Летописи Севильи. Кн.  12,  год  1478.},  Хуан  Феррерас  {Феррерас.
История Испании. Век XV - ч. II.} и другие. Полагая, что  святая  инквизиция
возникла между 1477 и 1484 годами, они,  однако,  не  называют  единого,  по
мнению всех, года основания.
     Как ни странно, все они правы, каждый со своим взглядом на  инквизицию.
Один исследователь справедливо предложил считать годом  основания  трибунала
1484, поскольку к этому году учреждения инквизиции  уже  вполне  оформились.
Для другого ориентиром послужила булла 1483 года, в  которой  папа  назначил
инквизитором Томаса де Торквемаду.  Третьи  же,  изучая  хронологию  событий
предшествующих лет  и  находя  в  ней  каждый  раз  все  новые  подробности,
предлагали, соответственно, более ранние даты возникновения  инквизиционного
суда.
     Испанская  инквизиция  не   являлась   новшеством   королей   Кастилии,
Фердинанда V и Изабеллы, а возникла в результате расширения и переустройства
старого управления надзора за чистотой веры, известного еще с XIII века (это
обстоятельство также повлияло на разброс  мнений  по  поводу  действительной
даты основания инквизиции), и даже притом, что не было написано ее правдивой
истории, инквизиция тем не менее более трех веков давала всей  Европе  такую
обильную пищу для злословия, какой никакое другое  учреждение  не  могло  бы
дать. Полагаю, она заслуживает того, чтобы ее история была изучена отдельно,
с тщательным  изложением  фактов  и  без  сокрытия  важных  истин,  ибо  так
поступали пишущие со стороны инквизиции, но и без преувеличения в  изложении
иных событий, что позволяли себе в  порыве  возмущения  некоторые  враждебно
настроенные  писатели;  а  также  без  заблуждений  насчет  тайного  кодекса
внутреннего управления трибунала, подобно многим  исследователям,  обманутым
злонамеренно.
     Чтобы написать подробную историю, необходимо  быть  либо  судьей,  либо
секретарем инквизиции. Только так можно изучить папские  буллы,  королевские
указы, решения инквизиционного суда, процессы в подлиннике и другие архивные
документы. Возможно, я единственный на сегодняшний день человек, имеющий все
это в своем распоряжении.
     Я был секретарем мадридской  инквизиции  в  1789,1790,  1791  годах,  и
достаточно глубоко изучил  ее  устройство  и  методы,  посему  позволю  себе
расценивать их как изначально порочные, несмотря на множество оправдательных
речей в ее пользу. С тех пор я занялся сбором данных, выписок  и  заметок  с
дословным переписыванием всего самого важного. Мое постоянство  как  в  этом
труде, так и в приобретении, ценою все более  растущих  расходов,  рукописей
некоторых книг и документов из  архивов  инквизиторов  и  других  лиц,  ныне
почивших, позволили мне иметь в своем  распоряжении  целое  собрание  ценных
материалов. Особенно много документов попало ко мне за последние 1809,1810 и
1811 годы в связи с упразднением инквизиционного трибунала. С  ними  я  смог
опубликовать в Мадриде в 1812 и 1813 годах два  тома  Анналов  инквизиции  и
написать  Памятную  записку  о  мнении  испанцев  относительно  установления
инквизиции, а Королевская Академия истории  (членом  которой  я  имею  честь
состоять) выпустила ее в серии своих Памятных записок {Была  недавно  трижды
переиздана под заглавием  "Инквизиция  и  испанцы"  (La  Inquisition  у  los
espanoles); в 1967 и 1968 годах в Мадриде, издательством "Ciencia Nueva",  и
в 1973 году Мигелем Кастельоте. (Примеч. исп. ред.)}. И этими документами  я
надеюсь  заполнить  пробел,  существующий  в  литературе  такого   рода,   и
удовлетворить любопытство публики". {В 1816 году в Мадриде была опубликована
одна книжонка Хосе Карнисеро под заглавием La Inquisition  restablecida  con
razon  (О  пользе  восстановления  инквизиции).  Она  даже  не   заслуживает
опровержения, ибо  является  абсурдным  сборищем  оскорблений,  направленных
против меня и других испанцев, разделяющих мои взгляды, кто  публиковался  в
Кадисе в 1813 и 1814 годах; эти оскорбления направлены также  против  членов
кортесов,  объявивших  об   упразднении   святого   трибунала.   (Примечание
французской  редакции  1817  года,   опущенное   в   последующих   испанских
переизданиях.) (Примеч. исп. ред.)}
     Никто из заключенных или обвиненных никогда не видел  своего  дела,  не
говоря уже о делах других узников. Никто ничего не знал  о  своем  процессе,
кроме  вопросов  и  обвинений,  требующих  ответа,  отрывков  из   признаний

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции