Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

   Людмила Викентьевна Михеева.
   Музыкальный словарь в рассказах

--------------------------------------------------------------- М.,
"Советский композитор", 1984 OCR by Michael Seregin
---------------------------------------------------------------

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах Редактор А.
Курцман. Художник О. Рево.
М., "Советский композитор", 1984 От автора Эта книжка -- для школьников.
И не только для тех, кто занимается в музыкальной школе, хоровой студии или
кружке, потому что можно нигде не учиться музыке и все-таки очень любить
ее, стремиться узнать о ней как можно больше.

Вы прочтете здесь о самых главных музыкальных жанрах -- таких, как опера,
симфония, оратория, балет. О певческих голосах. об оркестре и об
инструментах, которые в него входят, и еще о многом-многом другом, что
нужно знать человеку, интересующемуся музыкой. На этих страницах
объясняется, что такое импровизация, вокализ или остинато, какие бывают
песни, чем отличается партия от партитуры, когда и как возник джаз. что
общего между капельмейстером и концертмейстером, как извлекается звук на
различных инструментах. О терминах, связанных с музыкальной <<технологией,
таких, как аккорд, лад, интервал и им подобные, рассказано так, чтобы было
понятно всем, кто интересуется музыкой.

Когда вы захотите узнать, что означает какой-то музыкальный термин,
раскройте словарь в нужном месте: на той букве, с которой начинается
интересующее вас слово, вы и прочтете о нем. Но от обычных словарей эта
книжка немножко отличается. Если вы возьмете любой музыкальный словарь, там
вы найдете точное, лаконичное научное определение термина. Это похоже на
правило в учебнике, которое изложено коротко, но запомнить его надо слово в
слово, ничего не прибавляя и не убавляя, чтобы не изменился смысл. Здесь же
на обложке написано -- <<Музыкальный словарь в рассказах". Конечно, это не
настоящие рассказы. В них ничего не происходит, нет никаких действующих
лиц. Просто я попыталась о каждом музыкальном термине, музыкальном жанре
или инструменте рассказать так, как если бы вы, например, пришли в гости к
музыканту и попросили его рассказать о чем-нибудь, относящемся к его
профессии. Не дать определение, а именно рассказать, иногда как будто даже
отвлекаясь от темы, <<уходя в сторону" от музыки, цитируя, например, стихи.
Если в каком-нибудь рассказе вам встретится непонятное слово, поищите и это
слово, прочитайте о нем. Так, <<цепляя" один термин за другим, вы можете
незаметно прочесть и всю книжку.

Я надеюсь, что она вам понравится. Что она поможет вам глубже проникнуть в
прекрасный, многокрасочный мир музыки.

Л. Михеева
 
АДАЖИО. Наверное, по радио или в телевизионных концертах вы не раз
слышали: <<Исполняется Адажио из балета Чайковского "Спящая красавица">>.
<<Исполняется Адажио из балета Глазунова "Раймонда">>. Что же это значит?

Adagio -- итальянское слово, которое переводится как <<медленно,
спокойно>>. Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий
смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но
говорит о характере музыки -- сосредоточенности, глубоком раздумье.

Часто словом Адажио обозначают одну из частей крупного произведения для
симфонического оркестра или какого-нибудь инструмента. Наверное, нет на
свете человека, любящего музыку, который не знал бы <<Лунной сонаты>>
Бетховена. И каждый помнит чудесную, глубоко волнующую мелодию первой
части, мелодию, полную неизъяснимой красоты, плывущую над мерно колышущимся
аккомпанементом. Бетховен назвал эту часть Адажио.

А в балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка
балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией,
романтичностью характера.

А КАПЕЛЛА -- см. Капелла.

АККОМПАНЕМЕНТ. Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке
пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию,
ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет
ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть
сопровождает пение своей игрой. Слово <> по-французски и
означает <<сопровождать>>.

С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под
аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а
то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи,
виолончелисты и исполнители на духовых инструментах.

Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается
сопровождением. Иногда на нотах написано, например:

<<Соната для скрипки и фортепиано>>. Или <<Пьеса для флейты и фортепиано>>.
Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную,
сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не
случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные
дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.

АККОРД.

Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков; нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды...

Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах