Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 193
Размер файла: 1263 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

устройств,  которым  человек   передает   функции   управления  машинами   и
технологическими  процессами.  В   развитии   машинной  техники  это  третья
революция" (9-19,20).

     Согласно этой точке зрения, две технические революции произошли в XVIII
в.,  а третья  происходит  в настоящее время начиная с середины  XX  в.  Всю
технику,  существовавшую до XVIII в., они  относят к ручной технике,  в  том
числе  и  такое  механическое  средство,  как  плуг,  приводимый в  движение
животными, с чем никак нельзя согласиться.  Кроме того, сведение  содержания
революции  в  развитии  производительных  сил  общества  только  к  передаче
"технических"  функций  от  человека технике является крайне  недостаточным,
половинчатым критерием. Эта точка зрения (о наличии в развитии  техники трех
революций) является ошибочной. Глава вторая

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

     1. Периодизация доклассового общества

     Как известно, классовому  обществу,  которое  начинает  свою историю  с
рабовладельческого   строя,    рабовладельческой   общественно-экономической
формации,  предшествует  бесклассовое,  или   доклассовое  общество,  что  в
настоящее время почти  ни  у  кого  не  вызывает  сомнения.  Это доклассовое
общество  в марксистской  литературе принято называть первобытно-общинным и,
соответственно, первобытно-общинной с общественно-экономической формацией.

     Разногласия    возникают    в    определении    исторических     границ
первобытно-общинного  общества, причем  не только границы,  являются началом
первобытно-общинной   общественно-экономической  формации,  но   и  границы,
являющиеся  ее  концом, за  которым начинается господство рабовладельческого
строя.  В  этой  главе  мы  остановимся только на первой,  начальной границе
первобытно-общинной общественно-экономической формации.

     Большинство  советских  историков,  экономистов  и  т.д.  считают,  что
первобытно-общинная  общественно-экономическая  формации  начинается с  того
далекого доисторического времени,  когда первые обезьяноподобные  люди стали
изготовлять  первые каменные и деревянные орудия труда.  Первобытно-общинное
общество  они делят  на  две фазы:  низшую и высшую.  Коллектив  первобытных
людей, существующий совместно на протяжении первой фазы, называется при этом
первобытным человеческим стадом, а на протяжении второй фазы - родом, причем
несколько  родов  объединяются в  более крупное  сообщество  - племя.  Таким
образом,  первобытно-стадное  и родо-племенное  общества  - это две стадии в
развитии   одной   и    той   же   общественно-экономической   формации    -
первобытно-общинной.

     Однако  не все  исследователи-марксисты  согласны  с этой периодизацией
доклассового   общества.    Многие   исследователи   в   первобытно-общинную
общественно-экономическую формацию включают  только родо-племенное общество,
т.е. ту часть  доклассового  общества,  которую  большинство  исследователей
относят  ко второй, высшей фазе первобытно-общинного общества. Что  касается
первобытно-стадного общества, то его относят, выводя  за  исторические рамки
первобытно-общинной    общественно-экономической    формации,   к    периоду
формирования человеческого общества, а вместе с тем и к периоду формирования
первой, первобытно-общинной общественно-экономической формации.

     Наиболее полно,  фундаментально эту точку  зрения развил Ю.С.Семенов  в
книге  "Как  возникло человечество".  (10)  Он  пишет: "...сущность  периода
первобытночеловеческого  стада  состоит  не в  том,  что он является  эпохой
становления родового общества,  а в том,  что  он  представляет собой период
становления  человеческого  общества,  период  скачка  от  биологического  к
социальному,  являясь  эпохой превращения стада животных в сообщество людей.
Период первобытного  человеческого  стада  качественно  отличается  от всего
последующего  периода  истории  человечества,  представляющего  собой  эпоху
развития готового,  сформировавшегося  человеческого общества,  эпоху  смены
конкретно-исторических   форм   существования   сложившегося   человеческого
общества.  Качественная  грань, отделяющая  первобытное  стадо  от  родового
общества,  таким  образом, не только не менее значительна, чем рубежи  между
родовым обществом  и  рабовладельческим, рабовладельческим  и феодализмом  и
т.д.,   т.е.  между  общественно-экономическими  формациями,  но,  наоборот,
является несравненно более глубокий, ибо она отделяет формирующееся общество
от готового, в то время  как последние отделяют одну  конкретно-историческую
форму существования готового общества от другой ее формы.

     История  человечества, таким  образом,  прежде  всего  делится  на  два
основных  крупных периода: историю первобытного стада  (период формирования,
становления, складывания  человеческого общества)  и  историю  человеческого
общества   (период   развития   сложившегося,  сформировавшегося,   готового
человеческого общества).

     Человеческое  общество  всегда  существует  в исторически  определенной
конкретной  форме.  Формами существования  человеческого общества, ступенями
его исторического развития являются общественно-экономические формации. Пока
человеческое  общество  не сложилось, не имеет  смысла говорить о какой-либо
исторической     форме     его      существования.     Поэтому     категория
"общественно-экономическая  формация"  имеет  смысл только  в  применении ко
второму   основному   периоду  истории  человечества  -   периоду   развития
сформировавшегося человеческого общества. Общественно-экономические формации
являются формами существования готового человеческого общества.

     Все    это    требует    пересмотра     понятий    "первобытно-общинная
общественно-экономическая    формация",    "первобытно-общинный    строй"...
Объединение   периода   первобытного  стада  с  начальным   этапом   истории
сложившегося  человеческого общества и противопоставление  этой  конструкции
как   первой  общественно-экономической   формации   всем  остальным  этапам
человеческого  общества нельзя считать  в  настоящее  время  оправданным.  В
действительности первой общественно-экономической формацией является период,
который во всех  схемах периодизации первобытной истории рассматривается как
второй  этап развития  первобытно  -общинного  строя,  -  родовое  общество,
родовой  строй.  Родовой  общественно-экономической формацией  и открывается
история человеческого общества" (10-28,29).


Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршаков Евгений, Экономическиео развитие общества