|
Главная - Наука - История
Плутарх - Труды Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 36 Размер файла: 253 Кб Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » называется "лейтон", "чернь" -- "лаос".
XXVII. По смерти деда, альбанского царя Нумитора, Ромулу следовало
получить по наследству его престол; но он из желания угодить народу оставил
ему самоуправление и только ежегодно назначал альбанцам нового наместника.
Таким образом, он внушал и римской аристократии мысль стремиться к
уничтожению монархии, к образованию свободного государства, учиться
управлять и быть управляемыми попеременно. Ведь к тому времени даже патриции
не принимали участия в правлении. Они отличались перед другими только именем
и наружными знаками и собирались в сенате скорей по привычке, нежели затем,
чтобы подавать в нем свои мнения. Далее, они должны были выслушивать молча
то, что им приказывали, -- единственное их преимущество перед народом
состояло в том, что они узнавали раньше его принятые решения, -- и
расходились. Это не представляло еще особенного; но, когда царь разделил, по
собственному желанию, завоеванную землю между солдатами и вернул вейцам их
заложников без согласия и желания сенаторов, он нанес им, в их глазах,
тяжкое оскорбление. Вот почему на них пало подозрение и обвинение, когда
вскоре он исчез необъяснимым образом. Он исчез в июльские ноны, как называют
их теперь, или в квинтильские, как называли их тогда. Единственное, что мы
знаем о его смерти и с чем все согласны, -- это ее время, о котором я сказал
выше. До сих пор еще в тот день продолжают делать многое, напоминающее об
имевших тогда место печальных событиях.
Относительно неясных обстоятельств его смерти не следует удивляться: мы
не можем сказать наверное, ручаться за то, как умер даже Сципион
Африканский, найденный мертвым у себя дома после обеда. Одни говорят, что он
был слабого здоровья, другие, -- что он сам отравился, третьи, -- что на
него напали прокравшиеся ночью враги и задушили его. Но труп Сципиона был,
по крайней мере, выставлен на виду у всех и возбуждал в каждом, кто его
видел, подозрения и догадки насчет его насильственной смерти; Ромул же исчез
внезапно. Никто не видел ни части его трупа, ни куска одежды. Одни говорят,
что сенаторы напали на него в храме Вулкана, убили и искрошили тело в куски,
причем каждый вынес под платьем его частицу. По словам других, он сделался
невидим не в храме Вулкана и в присутствии не одних сенаторов. По их
рассказам, Ромул собрал народ за городом, возле Козьего болота. Внезапно в
воздухе произошли удивительные необыкновенные явления и невероятные
перемены: солнце затмилось; настала ночь, но ночь не тихая, спокойная, --
началась ужасная гроза и ветер, дувший со всех сторон с яростью урагана. В
то время, как народ бросился бежать куда ни попало, сенаторы собрались
вместе. Когда гроза кончилась и засияло солнце, народ вернулся на старое
место, ища царя и боязливо спрашивая о нем. Сенаторы положили конец его
поискам и любопытству, приказав всем почитать и молиться Ромулу, который, по
их словам, вознесся на небо и из доброго царя будет для них милостивым
божеством. Народ поверил этому и удалился с молитвой, в радости, полный
веселых надежд. Некоторые, однако, с грустью и негодованием тщательно
разыскивали истину и испугали патрициев, обвиняя их в том, что они морочат
народ и что они сами убили царя.
XXVIII. Тогда один переселившийся из Альбы патриций, Юлий Прокул,
принадлежавший к числу самых знатных граждан, уважаемый за свою жизнь, друг
и доверенное лицо у Ромула, вышел на форум и под страшною клятвой,
прикасаясь при этом к священным предметам, сказал громко, что, когда он шел,
навстречу ему попался Ромул. Он был так красив и высок, как никогда раньше.
Его блестящее вооружение горело огнем. Патриций испугался этого зрелища и
спросил: "Царь, что с тобой или что задумал ты, если оставляешь нас в жертву
несправедливому, злостному обвинению и заставляешь сиротеть весь город,
который глубоко скорбит о тебе?" --
"По воле богов, Прокул, -- отвечал ему царь, -- я после долгого
пребывания среди людей основал город, которому суждено подняться на вершину
могущества и славы, и снова вознесся в свое небесное жилище. Утешься и
передай римлянам, что, если они будут мужественны и благоразумны, они
достигнут высшей степени человеческого величия. Я буду вашим
богом-покровителем, Квирином". Римляне поверили этому рассказу, принимая во
внимание частью личность рассказчика, частью данную им клятву. Казалось, ими
овладело настроение, по воле свыше похожее на исступление: ни один голос не
поднялся против; всякие подозрения и обвинения исчезли, и они стали молиться
обоготворенному Квирину.
Такой рассказ существует и у греков о проконнесце Аристее и астипалейце
Клеомеде. Говорят, когда Аристей умер л красильне, друзья хотели похоронить
его; но его тело внезапно исчезло. Вскоре, однако, несколько человек,
вернувшихся из-за города, сказали, что видели его по дороге в Кротон. О
Клеомеде рассказывают, что он отличался необычайною силой и ростом. Как
страдавший помешательством, он ударил однажды, придя в школу, кулаком в
столб, поддерживавший потолок, и сломал его, причем обрушившимся потолком
передавил детей. Спасаясь от погони, он залез в большой сундук, захлопнул
его и держал изнутри крышку так крепко, что ее не могли оторвать
соединенными усилиями многих. Когда сундук сломали, в нем не нашли
виноватого ни живым, ни мертвым. В испуге послали вопросить дельфийский
оракул. Пифия отвечала:
Это последний герой, Клеомед из Астипалеи.
Точно так же внезапно сделался невидим и труп Алкмены, когда ее
собрались хоронить. Вместо трупа нашли на постели камень.
Вообще рассказывают много сказок подобного рода, равняя смертное по
природе с божеством. Преступно и в высшей степени низко совершенно отнимать
у добродетели ее божественное происхождение; но смешивать земное с небесным,
кроме того, глупо. Поэтому мы осторожно говорим вместе с Пиндаром, что
Всякое тело должно подчиниться смерти всесильной,
Но остается навеки образ живой.
Он лишь один -- от богов.
Вот единственное, что есть в нас общего с богами. Оно приходит оттуда и
туда же возвращается, но не вместе с телом, а тогда, когда вполне избавится
от тела, покинет его и сделается вполне чистым, бесплотным и святым.
"Пламенную" душу Гераклит считает лучшею. Она выходит из тела, как молния,
прорезывающая тучи. Но душа, облеченная в тело, душа, имеющая телесную
оболочку, наполнена как бы тяжелыми, густыми испарениями, трудно отрешима от
уз тела и не легко возвращается назад, откуда пришла. Не посылайте же на
небо тела честных людей, вопреки законам природы, но веруйте, что души
добродетельных людей, вполне по законам природы и божественной
справедливости, из людей делаются героями, из героев -- демонами, наконец из
демонов, если они, как в таинствах, вполне чисты и святы, чужды всего
смертного и подверженного страданиям, -- становятся богами, но не по
Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |