|
Главная - Наука - Биология
ред. А. Лельевр - Эврика-87 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 150 Размер файла: 835 Кб Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» устремился один из хорьков. Второй же, его дублер, в это время плясал от
нетерпения на поводке.
Надо, однако, сказать, что прежде чем запустить хорька в трубу, на него
надели несложную упряжь, к которой был прикреплен тонкий, но прочный
шнурок. Пробежав за добычей, зверек "продел" этот шнурок вдоль всей трубы.
Тогда люди начали, постепенно наращивая, протаскивать сквозь трубу один
тросик толще и прочнее другого, пока очередь не дошла до электрокабеля.
Вскоре владелец охотничьего магазина улетал с нефтепромыслов, увозя с
собой неплохой гонорар за работу, выполненную его четвероногим персоналом.
Экзамены для форели
Многочисленные рыбоводческие хозяйства выращивают молодь осетра,
лосося, форели в садках, а затем выпускают ее на волю. В реках и озерах
эти рыбки становятся легкой добычей хищника. Установлено, что уже в первые
дни после выпуска щуки могут уничтожить почти половину "заводского"
молодняка. По-видимому, в искусственных условиях рыба вырастает непуганой,
с угасшим оборонительным рефлексом.
Эксперимент, недавно проведенный в Лаборатории подводных исследований и
поведения рыб (ВНИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, Москва),
показал, что выживаемость рыбы в естественной среде прямым образом связана
с ее способностью к обучению. Эти исследования могут помочь рыбоводам
сохранить своих питомцев невредимыми.
В эксперименте молодую форель, выращенную в садке, обучали в
специальном "классе" - это камера, разделенная перегородкой на две
половины. По условному сигналу - зажигалась лампочка - в одну половину
камеры подавали импульсы электрического тока, и рыбкам приходилось
переплывать в безопасную половину "класса". После тренировки в течение
нескольких дней большинство рыбок научились переплывать в соседнюю камеру
только по световому сигналу, без подкрепления током. У форели таким
образом выработали условный рефлекс, который физиологи называют рефлексом
избегания. Каждую форель обучали индивидуально, поэтому всех рыб, с
которыми в.ели эксперимент, можно было разделить на несколько групп "по
успеваемости".
Одни обучались быстро и уже на вторые сутки прекрасно усваивали урок -
по световому сигналу переплывали в соседний "класс". Другой группе для
обучения потребовалось трое суток.
Кроме того, экспериментаторы выявили группу необучающейся форели - это
рыбы с пассивно-оборонительным поведением. После включения лампочки они
затаивались и пережидали сигнал в неподвижности.
На следующем этапе эксперимента появлялся искусственный "хищник".
Это была резиновая оболочка, в которую упрятали гарпунное устройство;
размерами и формой она напоминала щуку. Экспериментатор мог передвигать
"хищника", имитируя тактику охоты живой щуки. Искусственный "хищник"
подходил к жертве на небольшое расстояние, а затем совершал бросок.
В опыте первые несколько бросков были холостыми - гарпун не выпускался.
Оказалось, что форель, быстро обучавшаяся в "классе", уже после
одногодвух холостых бросков "хищника" делается недосягаемой. Эти рыбы
быстро увертываются от "хищника". Наоборот, форель из необучающейся группы
становится легкой добычей.
В эксперименте искусственный "хищник" при охоте вел себя всегда
одинаково, а выживаемость форелей была разной: самой высокой в группе
быстро обучавшихся рыб, несколько ниже в группе, где рефлекс вырабатывался
медленно, а в группе "безнадежных тупиц" было больше всего потерь. Значит,
успех охоты зависит от способности жертв к обучению.
Нужно отметить, что физиологи не впервые задумываются над тем, как
усилить защитные рефлексы у рыбы ценных пород, которую выращивают на
заводях. Были попытки применить для этого пугало - металлическую "рыбу",
которая била током, если к ней прикоснуться. Уроки с пугалом оказались
малоуспешными, так как удар тока часто вызывает у рыбы шок, после которого
она просто ничего не помнит. К тому же в наших реках и озерах не водятся
хищники с электрическими органами. Предлагали и другой способ обучения: в
садок помещали особый аквариум, и растущая молодь могла в безопасности,
через стекло, наблюдать, как охотится живой хищник. Однако такая учеба
требует довольно значительных затрат на содержание аквариума и проходит
довольно медленно. Так что, видимо, гораздо экономичнее будет способ,
предложенный московскими исследователями: не обучать молодь, а выделять из
нее группу рыб с врожденными способностями к выживанию в сложных условиях
естественной среды.
Впрочем, тогда возникает вопрос: а что же делать с остальными рыбками?
Поэтому, видимо, наиболее перспективной будет селекция по следующему
признаку: если брать икру и молоки только от быстро обучающихся
производителей, то можно надеяться вывести такую породу форели, которая
после выпуска в открытый водоем быстро разберется в ситуации и сумеет
избегать щук.
Парадокс скорлупы
В инкубаторе цыплята проклевываются и выходят из скорлупы несколько
медленнее и не одновременно, как у диких птиц. Молодняк приходится
выбирать из лотков инкубатора по нескольку раз, а птенцы, которые
вылупились раньше всех, часто гибнут.
Сотрудники кафедры зоологии МГУ создали специальное устройство -
"Синхротемп". Оно периодически оглашает инкубатор звуками щелчков.
Эти звуковые импульсы продолжитель
ностью всего лишь три сотых секунды непрерывно следуют друг за другом.
Оказалось, что именно такие звуки заметно ускоряют вывод цыплят и все
новорожденные птенцы появляются на свет практически одновременно.
Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |