Главная - Наука - Биология
ред. А. Лельевр - Эврика-87 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 150 Размер файла: 835 Кб Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» устремился один из хорьков. Второй же, его дублер, в это время плясал от нетерпения на поводке. Надо, однако, сказать, что прежде чем запустить хорька в трубу, на него надели несложную упряжь, к которой был прикреплен тонкий, но прочный шнурок. Пробежав за добычей, зверек "продел" этот шнурок вдоль всей трубы. Тогда люди начали, постепенно наращивая, протаскивать сквозь трубу один тросик толще и прочнее другого, пока очередь не дошла до электрокабеля. Вскоре владелец охотничьего магазина улетал с нефтепромыслов, увозя с собой неплохой гонорар за работу, выполненную его четвероногим персоналом. Экзамены для форели Многочисленные рыбоводческие хозяйства выращивают молодь осетра, лосося, форели в садках, а затем выпускают ее на волю. В реках и озерах эти рыбки становятся легкой добычей хищника. Установлено, что уже в первые дни после выпуска щуки могут уничтожить почти половину "заводского" молодняка. По-видимому, в искусственных условиях рыба вырастает непуганой, с угасшим оборонительным рефлексом. Эксперимент, недавно проведенный в Лаборатории подводных исследований и поведения рыб (ВНИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, Москва), показал, что выживаемость рыбы в естественной среде прямым образом связана с ее способностью к обучению. Эти исследования могут помочь рыбоводам сохранить своих питомцев невредимыми. В эксперименте молодую форель, выращенную в садке, обучали в специальном "классе" - это камера, разделенная перегородкой на две половины. По условному сигналу - зажигалась лампочка - в одну половину камеры подавали импульсы электрического тока, и рыбкам приходилось переплывать в безопасную половину "класса". После тренировки в течение нескольких дней большинство рыбок научились переплывать в соседнюю камеру только по световому сигналу, без подкрепления током. У форели таким образом выработали условный рефлекс, который физиологи называют рефлексом избегания. Каждую форель обучали индивидуально, поэтому всех рыб, с которыми в.ели эксперимент, можно было разделить на несколько групп "по успеваемости". Одни обучались быстро и уже на вторые сутки прекрасно усваивали урок - по световому сигналу переплывали в соседний "класс". Другой группе для обучения потребовалось трое суток. Кроме того, экспериментаторы выявили группу необучающейся форели - это рыбы с пассивно-оборонительным поведением. После включения лампочки они затаивались и пережидали сигнал в неподвижности. На следующем этапе эксперимента появлялся искусственный "хищник". Это была резиновая оболочка, в которую упрятали гарпунное устройство; размерами и формой она напоминала щуку. Экспериментатор мог передвигать "хищника", имитируя тактику охоты живой щуки. Искусственный "хищник" подходил к жертве на небольшое расстояние, а затем совершал бросок. В опыте первые несколько бросков были холостыми - гарпун не выпускался. Оказалось, что форель, быстро обучавшаяся в "классе", уже после одногодвух холостых бросков "хищника" делается недосягаемой. Эти рыбы быстро увертываются от "хищника". Наоборот, форель из необучающейся группы становится легкой добычей. В эксперименте искусственный "хищник" при охоте вел себя всегда одинаково, а выживаемость форелей была разной: самой высокой в группе быстро обучавшихся рыб, несколько ниже в группе, где рефлекс вырабатывался медленно, а в группе "безнадежных тупиц" было больше всего потерь. Значит, успех охоты зависит от способности жертв к обучению. Нужно отметить, что физиологи не впервые задумываются над тем, как усилить защитные рефлексы у рыбы ценных пород, которую выращивают на заводях. Были попытки применить для этого пугало - металлическую "рыбу", которая била током, если к ней прикоснуться. Уроки с пугалом оказались малоуспешными, так как удар тока часто вызывает у рыбы шок, после которого она просто ничего не помнит. К тому же в наших реках и озерах не водятся хищники с электрическими органами. Предлагали и другой способ обучения: в садок помещали особый аквариум, и растущая молодь могла в безопасности, через стекло, наблюдать, как охотится живой хищник. Однако такая учеба требует довольно значительных затрат на содержание аквариума и проходит довольно медленно. Так что, видимо, гораздо экономичнее будет способ, предложенный московскими исследователями: не обучать молодь, а выделять из нее группу рыб с врожденными способностями к выживанию в сложных условиях естественной среды. Впрочем, тогда возникает вопрос: а что же делать с остальными рыбками? Поэтому, видимо, наиболее перспективной будет селекция по следующему признаку: если брать икру и молоки только от быстро обучающихся производителей, то можно надеяться вывести такую породу форели, которая после выпуска в открытый водоем быстро разберется в ситуации и сумеет избегать щук. Парадокс скорлупы В инкубаторе цыплята проклевываются и выходят из скорлупы несколько медленнее и не одновременно, как у диких птиц. Молодняк приходится выбирать из лотков инкубатора по нескольку раз, а птенцы, которые вылупились раньше всех, часто гибнут. Сотрудники кафедры зоологии МГУ создали специальное устройство - "Синхротемп". Оно периодически оглашает инкубатор звуками щелчков. Эти звуковые импульсы продолжитель ностью всего лишь три сотых секунды непрерывно следуют друг за другом. Оказалось, что именно такие звуки заметно ускоряют вывод цыплят и все новорожденные птенцы появляются на свет практически одновременно. Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |