Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
ред. А. Лельевр - Эврика-87

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 150
Размер файла: 835 Кб
Страницы: «« « 83   84   85   86   87   88   89   90   91  92   93   94   95   96   97   98   99   100   101  » »»

устремился один из хорьков. Второй же, его дублер, в это время плясал от
нетерпения на поводке.
 
   Надо, однако, сказать, что прежде чем запустить хорька в трубу, на него
надели несложную упряжь, к которой был прикреплен тонкий, но прочный
шнурок. Пробежав за добычей, зверек "продел" этот шнурок вдоль всей трубы.
Тогда люди начали, постепенно наращивая, протаскивать сквозь трубу один
тросик толще и прочнее другого, пока очередь не дошла до электрокабеля.
 
   Вскоре владелец охотничьего магазина улетал с нефтепромыслов, увозя с
собой неплохой гонорар за работу, выполненную его четвероногим персоналом.
 
 
                            Экзамены для форели 
 
   Многочисленные рыбоводческие хозяйства выращивают молодь осетра,
лосося, форели в садках, а затем выпускают ее на волю. В реках и озерах
эти рыбки становятся легкой добычей хищника. Установлено, что уже в первые
дни после выпуска щуки могут уничтожить почти половину "заводского"
молодняка. По-видимому, в искусственных условиях рыба вырастает непуганой,
с угасшим оборонительным рефлексом.
 
   Эксперимент, недавно проведенный в Лаборатории подводных исследований и
поведения рыб (ВНИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, Москва),
показал, что выживаемость рыбы в естественной среде прямым образом связана
с ее способностью к обучению. Эти исследования могут помочь рыбоводам
сохранить своих питомцев невредимыми.
 
   В эксперименте молодую форель, выращенную в садке, обучали в
специальном "классе" - это камера, разделенная перегородкой на две
половины. По условному сигналу - зажигалась лампочка - в одну половину
камеры подавали импульсы электрического тока, и рыбкам приходилось
переплывать в безопасную половину "класса". После тренировки в течение
нескольких дней большинство рыбок научились переплывать в соседнюю камеру
только по световому сигналу, без подкрепления током. У форели таким
образом выработали условный рефлекс, который физиологи называют рефлексом
избегания. Каждую форель обучали индивидуально, поэтому всех рыб, с
которыми в.ели эксперимент, можно было разделить на несколько групп "по
успеваемости".
 
   Одни обучались быстро и уже на вторые сутки прекрасно усваивали урок -
по световому сигналу переплывали в соседний "класс". Другой группе для
обучения потребовалось трое суток.
   Кроме того, экспериментаторы выявили группу необучающейся форели - это
рыбы с пассивно-оборонительным поведением. После включения лампочки они
затаивались и пережидали сигнал в неподвижности.
 
   На следующем этапе эксперимента появлялся искусственный "хищник".
   Это была резиновая оболочка, в которую упрятали гарпунное устройство;
размерами и формой она напоминала щуку. Экспериментатор мог передвигать
"хищника", имитируя тактику охоты живой щуки. Искусственный "хищник"
подходил к жертве на небольшое расстояние, а затем совершал бросок.
   В опыте первые несколько бросков были холостыми - гарпун не выпускался.
   Оказалось, что форель, быстро обучавшаяся в "классе", уже после
одногодвух холостых бросков "хищника" делается недосягаемой. Эти рыбы
быстро увертываются от "хищника". Наоборот, форель из необучающейся группы
становится легкой добычей.
 
   В эксперименте искусственный "хищник" при охоте вел себя всегда
одинаково, а выживаемость форелей была разной: самой высокой в группе
быстро обучавшихся рыб, несколько ниже в группе, где рефлекс вырабатывался
медленно, а в группе "безнадежных тупиц" было больше всего потерь. Значит,
успех охоты зависит от способности жертв к обучению.
   Нужно отметить, что физиологи не впервые задумываются над тем, как
усилить защитные рефлексы у рыбы ценных пород, которую выращивают на
заводях. Были попытки применить для этого пугало - металлическую "рыбу",
которая била током, если к ней прикоснуться. Уроки с пугалом оказались
малоуспешными, так как удар тока часто вызывает у рыбы шок, после которого
она просто ничего не помнит. К тому же в наших реках и озерах не водятся
хищники с электрическими органами. Предлагали и другой способ обучения: в
садок помещали особый аквариум, и растущая молодь могла в безопасности,
через стекло, наблюдать, как охотится живой хищник. Однако такая учеба
требует довольно значительных затрат на содержание аквариума и проходит
довольно медленно. Так что, видимо, гораздо экономичнее будет способ,
предложенный московскими исследователями: не обучать молодь, а выделять из
нее группу рыб с врожденными способностями к выживанию в сложных условиях
естественной среды.
 
   Впрочем, тогда возникает вопрос: а что же делать с остальными рыбками?
   Поэтому, видимо, наиболее перспективной будет селекция по следующему
признаку: если брать икру и молоки только от быстро обучающихся
производителей, то можно надеяться вывести такую породу форели, которая
после выпуска в открытый водоем быстро разберется в ситуации и сумеет
избегать щук.
 
 
                             Парадокс скорлупы 
 
   В инкубаторе цыплята проклевываются и выходят из скорлупы несколько
медленнее и не одновременно, как у диких птиц. Молодняк приходится
выбирать из лотков инкубатора по нескольку раз, а птенцы, которые
вылупились раньше всех, часто гибнут.
 
   Сотрудники кафедры зоологии МГУ создали специальное устройство -
"Синхротемп". Оно периодически оглашает инкубатор звуками щелчков.
   Эти звуковые импульсы продолжитель
   ностью всего лишь три сотых секунды непрерывно следуют друг за другом.
   Оказалось, что именно такие звуки заметно ускоряют вывод цыплят и все
новорожденные птенцы появляются на свет практически одновременно.
 

Страницы: «« « 83   84   85   86   87   88   89   90   91  92   93   94   95   96   97   98   99   100   101  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. А. Лельевр, Эврика-87